Харуки Мураками
«Норвежский лес»
Вот снова попался по моему списку автор, с творчеством которого я познакомилась впервые. Прежде чем взяться за чтение данного произведения я тупанула и прочитала несколько отзывов. Вот сколько раз ругала себя за это! Так вот, это я к чему? А к тому, что отзывы были, так сказать, не положительные. Большинство людей писали, что Мураками депрессивный автор и содержание его книг под стать автору и в частности роман ,,Норвежский лес,, скучен и уныл.
Так же фи-кали, что в романе много описания секса. Подтверждаю, сюжет не о розовых единорогах, и в нём до фига написано про секс с подробнейшим описанием сего действа, но об этом попозже...
Итак, герой романа молодой японец Ватанабэ довольно закрытый с людьми паренёк. С хомо-сапиенсом ему тяжело ,,сходиться,, и друзей у него раз два и обчёлся. А если уж совсем честно, то у него всего один близкий друг Кидзуки, который впрочем, покончил жизнь самоубийством. Главные события в жизни героя, события, которые сформировали личность персонажа как раз произошли после смерти близкого и единственного друга.
Наш герой уезжает в Токио учиться и там случайно встречает девушку Кидзуки Наоко, которая была знакома с героем, потому что они втроём гуляли когда был жив их общий друг. Они общаются и со временем сближаются. Но в отличии от Ватанабэ, Наоко так и не оправилась психологически после смерти Кидзуки.
,,Мы себя можем назвать нормальными в том, что сами знаем о том, что мы ненормальные,,.
Ватанабэ ,,прикипает,, к Наоко. Почему ,,прикипает,, , а не влюбляется? Потому что он и сам не знает, любит её или нет? Она становится для него близким человеком. Ещё их сближает смерть человека, которого они оба любили. Но обстоятельства складываются так, что Наоко ложится в клинику из-за психологических проблем.
Герой встречает другую девушку, Мидори и в итоге по своему влюбляется в неё. Он запутался в своих любовях.
Две девушки, совершенно противоположные по характеру...
Наоко прекрасная, спокойная, хрупкая, слабая по духу. Ватанабэ безусловно понимает, что с ней ему будет не легко. Но и бросить её не может, ибо по своему её любит и хочет взять ответственность за неё. Он надеется, что будучи рядом, поддерживая её поможет ей с выздоровлением, с возвращением в общество. А что с чувствами к Мидори? Она тоже стала ему очень близка. Но и её он не любит в классическом понимании этого слова. Она для него как глоток чистого воздуха. С ней пропадает чувство одиночества, с ней весело и комфортно.
Эм... А давайте я напишу, что я думаю о персонажах? Не хотите?! А я всё равно напишу!
Ватанабэ показался мне добрым, умным, сострадательным и в чём-то, как это не парадоксально, эгоистичным.
Он всегда придёт на помощь. Всегда поддержит, причём искренне. Он честен, за исключением с самим собой.
Наоко, это тот персонаж, который мне ближе всех по духу. Совершенна физически, но не совершенна психически. Ближе, возможно потому что, я тоже не совершенна. Правда в моём случае не психически (хотяяяя, есть такая фраза у психоаналитиков ,,нет здоровых людей, есть недообследованные,, , я согласна с этим высказыванием. Так что я тоже немного ку-ку -), а вот с физическим составляющим у меня проблемы. И эти её страхи, неуверенность, присущие людям чувствующим себя в чём-то обузой, заставляют особо не подпускать к себе людей близко, но и одновременно желающим, чтобы кто-то был рядом, поддерживал, знал что ты есть, что ты дорожишь и хочешь быть дорогой/им, если не любимой/ым. Даже в том случае, если ты не любишь человека самозабвенно. Да, это эгоизм. И только очень сильные натуры могут позволить себе быть счастливыми в своём одиночестве. А слабые не выдерживают и совершают суицид.
Мидори же, полная противоположность Наоко. Сильная, волевая, непосредственная, честная, весёлая и открытая девушка.
Её взгляд на жизнь таков: ,, ... есть корзина, полная печенья, и в ней есть такое, какое тебе нравится и какое не нравится, так? Так что если сразу съесть те, которые тебе нравятся, то потом останутся только те, что ты не любишь. Когда мне тяжело, я всегда так думаю. Вот перетерплю, а потом легче будет. Жизнь, думаю, это корзина с печеньем,,.
Но больше всех мне понравился второстепенный персонаж Рэйко. Это подруга Наоко в клинике. У неё своя грустная история. Она относится к Наоко по-матерински. Опекает и любит её. Да и к Ватанабэ она относится по-дружески и с искренностью. И мне всё время хотелось, чтобы в конце книги у неё всё сложилось хорошо.
Автор затрагивает тему жизни и смерти. Вот вроде живём мы, взаимодействуем, симпатизируем, любим... но не ценим. Не ценим моменты когда мы счастливы с близкими людьми, не ценим их внимание, заботу и вообще их присутствие в нашей жизни. И никогда не знаешь, когда будет последняя встреча. Что мы будем чувствовать если не станет близкого или тем паче любимого человека? Будем ли скучать и тосковать? Сломаемся ли? Или будем жить дальше с болью утраты? А может и вовсе забудем?
,,Смерть не находится на противоположном полюсе от жизни, а скрыта внутри самой жизни,,.
Если честно как-то жутковато от этой цитаты. Т.е. смерть всегда рядом. Брррр.
Вопреки ожиданиям и страхам, что книга мне не понравится, после прочитанных отзывов, роман мне понравился. Во-первых, лёгкая подача информации. Во-вторых, мне нравится реализм в произведениях. Это история о жизни. С каждым может случится то, о чём идёт речь в повествовании. Каждый может метаться от одного человека к другому, как Ватанабэ метался от Наоко к Мидори. Каждый может потерять близкого, любимого человека. Каждый может чувствовать ответственность за кого-то другого.
Ещё я не понимаю людей, которые ограничивают свой кругозор книгами исключительно позитивного содержания. В реальной жизни случаются как горести и беды, так и радость и счастье. Всему есть место и всему своё время. Может люди так убегают от реальности?
Не понимаю так же и людей, которые презрительно фи-кают на большое количество описания секса. Конкретно эта история о молодых студентах. Ключевое слово-молодых. Пожалуй соглашусь, что можно было б автору расписывать не в таких уж подробностях, но не вижу ничего шокирующего в этом. Все мы взрослые люди в конце-концов. Такое ощущение, что все кто фи-кает на подобные описания сплошь девственники, ей Богу.
Как по мне, пошлость в описании секса, это когда в дешёвых романчиках, авторы пытаются завуалировать банальное занятие сексом под пафосным соусом эстетической эротики. Ох уж эти ханжи.
Читать реалистам и не ханжам.
Не читать романтикам и оптимистам.
В целом, книга заставляет задуматься о нашем месте и роли в жизнях других людей. Меня лично книга зацепила, хотя я бы не сказала, что Мураками стал моим любимым автором.
P. S. Желаю Вам никого не терять. Цените тех кто рядом и жив.
P. P. S. Что удивило, так это то, что если бы не японские имена героев и не японские названия городов и улиц, то и не догадаешься, что история о японцах. Автор европеизировал, или скорее даже, американизировал повествование данного произведения. Образ мыслей, поведение, обстановка, еда, питьё, музыка, список литературы, даже обстановка квартир описаны в американском стиле. Не знаю, мне не хватало именно восточного колорита. Мне хотелось из книги узнать о Японии, о непосредственно, культуре страны восходящего солнца, об отличительных чертах в мировоззрении японцев от европейцев.
Существует одноимённый фильм 2010 г. Если смотреть фильм не прочитав заранее книгу, то покажется занудным. В целом фильм понравился. Были, конечно, моменты не совпадающие с книгой, но в целом хронология и сюжет сохранены. А вот актёры и персонажи в фильме вообще не понравились. Из тихой Наоко сделали полнейшую истеричку. Ватанабэ какой-то не рыба, не мясо. Игра актёров какая-то то слишком эмоциональная, то никакая.