Автор: Виталий Капелько
Артём сжал зубы и подтянулся на левом локте немного вперёд. Выдохнул и подтянулся на правом локте. Потом опять на левом.
Испорченная одежда, ссадины на лице и руках его не волновали, главное – доползти до цели. До инвалидного кресла. Было немного стыдно, что обмочился, но к такому он давно привык. Эта беда – спутник многих частично парализованных.
Надеяться на помощь – не в его правилах. Артём всегда сражался со своими проблемами один, проявлял твёрдость и мужество в жизненных испытаниях как настоящий стоик. Одинокий и гордый. Самодостаточный.
Он прополз ещё пару метров. Вечерний парк пустовал: где-то вдалеке по популярным и широким дорожкам ещё кто-то изредка ходил, но здесь, в ещё не облагороженной муниципальными властями части, не было никого. Кроме него и его цели, видневшейся вдали.
Обычное инвалидное кресло с электроприводом отправлено в ремонт, но из-за такой мелочи парень отказался менять свои привычки и отправился на прогулку на механическом, несколько лет не использовавшемся. И не справился с управлением на небольшом уклоне вниз. Его занесло, он вылетел на асфальт, а кресло укатилось в сторону метров на тридцать.
Привычное место в парке, которое Артём проскакивал на электроприводе без всяких проблем, резко стало для него непреодолимым препятствием.
Впрочем, ничего нового.
Вот так и жил он последние восемь лет, потеряв способность ходить, когда каждый день находил в обыденных вещах вызов для себя. Одеться, умыться, сходить в туалет, приготовить еду, выглянуть в окно, передвигаться по квартире, выехать из подъезда, посетить магазин, да и вообще быть полностью самостоятельным.
Список можно продолжать до бесконечности. Приятно наблюдать, как город становился безбарьерным, но этого было явно недостаточно.
– Привет. Проблемы? Помочь? – спросил случайный прохожий, подойдя вплотную.
Перед глазами парня замаячили идеально чистые, классические английские туфли-оксфорды коричневого цвета. Недешёвые, точнее очень, очень дорогие.
Артём приподнялся на локтях и посмотрел вверх.
Хозяин обуви был ей под стать. Холёный, явно следящий за собой мужчина в ладно сшитом на заказ сером пальто и фетровой шляпе, на шее модно повязан кашемировый шарф цвета бордо. Короткая, густая бородка только дополняла образ успешного, но не кичащегося деньгами человека.
– Спасибо, сам разберусь.
Прохожий присел на корточки возле него и как-то по-кошачьи обнюхал:
– Уверен? Тебе ползти ещё метров пять. Точно не хочешь попросить о помощи?
– Нет, не хочу, – резко ответил парень, демонстративно попробовал оттолкнуть мужчину и продолжил свой путь, сосредоточившись только на цели.
Незнакомец, ничуть не обидевшись, отошёл немного в сторону и с любопытством стал наблюдать.
Артём наконец-то дотянулся до подножки инвалидного кресла, посадил себя в него, привычно положил руки на внешний обод колёс и попробовал тронуться с места. Но не получилось.
– Помоги, пожалуйста, – пересилив себя, попросил он наблюдающего за ним мужчину в дорогом сером пальто.
– Я уж думал, что не решишься! – радостно воскликнул тот, уверенно схватил кресло сзади за ручки и потащил его, преодолевая сопротивление левого, заклинившего колеса.
– Меня, кстати, зовут Владлен, – прохожий уверенно вёз парня к его дому, как будто знал, где тот живёт.
Впереди маячила построенная пару лет назад высотка, окружённая целой россыпью старых, пятиэтажных хрущёвок.
– Артём.
– Давно тут живёшь?
– Как дом построили, так сделал ремонт и заехал, шесть лет назад, – ответил парень, отряхивая по дороге одежду от грязи. Свитер придётся выкинуть, у него была порвана ткань на локтях, а влажные джинсы надо будет тщательно постирать.
– Я здесь рос когда-то, очень-преочень давно, в другой жизни. Сейчас иногда приезжаю поностальгировать и погулять по знакомым местам. Цени это место, тут живут хорошие люди.
– У меня своих проблем хватает.
Владлен подкатил кресло к единственному подъезду высотки и остановился возле входной двери:
– Классный у тебя дом, новый, безбарьерная среда и всё такое прочее. Со всеми удобствами, как раз для таких, как ты.
– Инвалидов?
– Людей со специальными потребностями, – продолжил мужчина в дорогом пальто. – Я в теме всей этой политкорректности.
– У меня не специальные потребности, а ограниченные возможности, – огрызнулся Артём.
– Предпочитаешь не говорить на эту тему?
– Предпочитаю, чтобы меня не жалели и не помогали из жалости.
– Мне тебя не жалко. Веришь, нет?
– А зачем помогаешь?
– Несомненно, из любопытства. Да ты и сам попросил. Помнишь?
– Помню, – нехотя согласился Артём, не желая вспоминать про свою мимолётную слабость.
Он ещё раз взялся за внешний обод колёс и попробовал сам заехать в холл подъезда, но левое колесо по-прежнему сильно заедало.
Владлен вопросительно смотрел на него, чего-то ожидая.
– Помоги доехать до квартиры, пожалуйста, – выдавил из себя парень.
– Без проблем! – мужчина радостно хлопнул в ладоши. – Приглашаешь зайти?
– Да, приглашаю.
– Вот и чудненько! Тогда с тебя горячий чай! Я что-то озяб от этой мартовской погоды.
– Хорошо, – на душе Артёма стало немного легче. Он сможет хотя бы частично отплатить незнакомцу.
В лифте Владлен отошёл к левой дальней стенке, стараясь не отсвечивать в небольшом зеркале:
– Ты как очутился в кресле?
– Утром проснулся, дотянулся и очутился.
– Ты понял, о чём я. Закрытая тема?
– Нет, – вздохнул Артём. – Мне никто не верит.
– Расскажи, вдруг я поверю.
– Тогда слушай. Я родился русалкой, но влюбился в прекрасную принцессу Мэри и решил стать человеком. Поэтому я обратился к морской ведьме с просьбой сделать мне ноги вместо хвоста. Однако гадкая старуха меня обманула: ноги появились, но не ходят. Как она сказала: «Внимательно читайте условия договора».
– Несомненно, ты прав. В такое не поверю даже я! – заливисто, очень заразно засмеялся Владлен.
Артём тоже улыбнулся. В своих проблемах ему некого было винить, кроме самого себя. Не виноват ни другой человек, ни алкоголь, ни безрассудное поведение, ни жажда адреналина, ни глупость.
Он просто упал с лестницы, когда красил дачу родителей. Оступился всего-то с третьей ступеньки и свалился спиной на землю. На небольшой, едва заметный камешек, который больно впился в позвоночник. Но случаю хватило и этого.
В квартире парень попросил подвезти его к домашнему инвалидному креслу, которое было значительно уже и компактнее прогулочного и позволяло с комфортом передвигаться по помещениям.
– Хорошая у тебя хата, – уважительно присвистнул Владлен. – Я уж было хотел предложить тебе денег, но вижу, что тебе они не нужны.
– Спасибо, сам справляюсь.
Последние шесть лет Артём действительно жил с относительным комфортом, обустроив и обставив новое жильё с учётом всех своих нюансов. На ста квадратных метрах квартиры-студии не было ни одной межкомнатной двери, даже в туалете и ванной, ни одного узкого прохода, ни одного бортика на паркете или просто неровности, а вещи и мебель, включая кухонную зону, стояли и лежали не выше метра от пола. Специальные поручни, установленные по всему помещению, позволяли с максимально возможным комфортом принимать душ, справлять естественные потребности, готовить пищу, ложиться и вставать с кровати.
– Ты раздевайся пока, а я приведу себя в порядок, – Артём направился в ванную комнату, чтобы быстро принять душ и переодеться.
Владлен разулся и, не снимая шарфа с шеи, небрежно бросил пальто со шляпой на спинку единственного кресла, а затем с любопытством обошёл квартиру-студию, внимательно всё осмотрев и по-звериному обнюхав. Наибольший интерес у него вызвал рабочий стол, оборудованный несколькими компьютерами и планшетами, да ещё и заваленный технической литературой.
– Интересуешься программированием? – парень выехал из ванной комнаты.
– Нет, что ты! Ничего в этом не понимаю, – мужчина громко втянул ноздрями воздух. – Просто ты в этом месте проводишь почти всё своё время. Оно прямо пропитано тобой.
– Конечно. Я здесь зарабатываю себе на жизнь, пишу приложения для смартфонов, – Артём подъехал к кухонной зоне и щёлкнул кнопку на электрическом чайнике. – Со стульями у меня беда. Как ты понимаешь, мне они незачем, а гости ко мне не ходят. Поэтому присаживайся в кресло.
– Без проблем, – Владлен перестал рассматривать квартиру-студию и с максимально возможным комфортом расположился в кресле.
– Ты чай с чем будешь? Лимон, мята, липа, малина, молоко, мёд?
– Обычный, крепкий чёрный чай без всего, даже без сахара. Классика.
Парень заварил заварку, подождал немного, а затем налил горячего напитка в стеклянные кружки, выставил на поднос у себя на коленях и подъехал к гостю.
– Спасибо. А печеньками не угостишь? – Владлен уставился на крайний у окна шкафчик. – Сам достанешь или помочь?
– Откуда ты знаешь, что оно есть и лежит именно там? – Артём развернулся на кресле, вернулся в кухонную зону, открыл дверцу и достал коробку овсяного печенья.
– У всех дома есть печенье, даже у инвалидов. У тебя стоит четыре шкафчика, один под мусорное ведро, второй для посудомойки, третий для посуды и кастрюль. Значит, вкусняшки лежат в крайнем у окна. Логика и ничего больше.
– Странный ты, – парень достал тарелку и высыпал на неё овсяные сладости.
– Или подозрительный? – усмехнулся гость, сделав первый глоток горячего, ароматного чая. – Вкусно.
– Мне не в чем тебя подозревать, – ответил Артём, подъехав к нему с печеньем. – Вряд ли ты втираешься в доверие, чтобы обнести квартиру. Наличных денег здесь нет, а мои вещи, техника и мебель на барахолке будут стоить меньше твоего пальто.
– У тебя очень уютно, очень по-домашнему. Убираешься тоже сам?
– Это раз в неделю делает клининговая компания.
– Интересный подход. Ты пользуешься только теми услугами, которыми не зазорно пользоваться здоровым людям.
– А я и есть здоровый человек.
– Что ты видишь, глядя на меня? – неожиданно спросил Владлен, откусив кусочек овсяного печенья.
– Пижона.
– Но это не я. Это моя внешность и одежда. Ты думаешь, что я такой же внутри?
– Разве нет? – удивлённо воскликнул Артём.
– А ты в душе тоже инвалид?
– Нет.
– Вот и я о том же. Не суди о людях по их внешности. Моя помощь – это несколько минут моей жизни, я не пожертвовал многим. Это мне практически ничего не стоило. А для тебя мой отказ означал целый бой. Трудный, беспощадный и бессмысленный. Научись принимать помощь и начни помогать другим. Вот увидишь – мир изменится.
– Мне бы с самим собой разобраться. Да и кому нужна моя помощь?
– А ты предлагал? – Владлен жадно пил горячий чай, доедая уже пятое печенье. – Попробуй увидеть в людях желание принять помощь, и в их глазах ты больше не будешь беспомощным человеком. А станешь партнёром, помощником, на которого можно положиться в трудную минуту. Ты кого в подъезде или соседнем дворе знаешь?
– Никого.
– За эти годы так ни с кем и не познакомился?
– Нет. Я же говорил, мне не нужна их жалость.
– А с чего ты решил, что люди тебя жалеют? Большинству плевать на тебя и на твоё героическое сражение с суровой реальностью. Ты проехал мимо и скрылся из виду, а через секунду они про тебя просто забыли, если вообще заметили. Но не потому, что ты инвалид, а потому, что ты для них никто, чужой.
Мужчина распахнул свой пиджак и как фокусник достал из внутреннего кармана небольшого галчонка.
– Что это? – спросил Артём. Ему ещё только животных дома не хватало.
– Не что, а кто. Это птичка, но не простая.
– Ага, волшебная, – съязвил парень, немного отстранившись.
– Обученная. Её зовут Гала, – сказал гость, сделав ударение на второе «а».
Крохотная птица, испугавшись незнакомой обстановки, взлетела и спряталась за карнизом.
– Надеюсь, она не загадит мне всю квартиру?
– Нет, – улыбнулся Владлен, допивая свой чай. – Все свои дела Гала будет делать в раковину на кухне. Главное, не забывай её кормить. Уверен, вы подружитесь.
На следующий день Артём возвращался из парка с ежедневной прогулки в своём привычном кресле с электроприводом, погружённый в мысли о проекте, который сейчас разрабатывал.
Если он успеет в течение двух недель отправить заказчику релизную версию мобильного приложения, то можно рассчитывать на хороший бонус. Парень уже оповестил всех своих наёмных тестеров, чтобы те были готовы с пятницы подключиться к тестированию и отладке альфа-версии, а сейчас подумывал над поиском дополнительных спецов, иначе можно не успеть к дедлайну.
Проезжая мимо третьего подъезда ближайшей к его высотке хрущёвки, Артём обратил внимание на заплаканную девушку-подростка. Вчера он проехал бы мимо, но сегодня что-то заставило его остановиться.
Какие проблемы могу быть в таком возрасте? Плохие отметки в школе, неразделённая любовь, сбежал хомячок, предала лучшая подруга, родители не покупают новый телефон, пропал интернет?
– Привет! – начал разговор Артём. – Не знаю, что у тебя случилось, но готов поменяться, даже у твоих подруг ещё парочку проблем заберу.
Он покрутился туда-сюда на своём кресле. Девушка неловко улыбнулась.
– Здравствуйте, а я вас знаю. Вы живете в этом новом доме.
– Верно, меня зовут Артём.
– А меня Нина, – представилась девушка.
– Ну что, нравится моя тачка? Почти электромобиль, покруче любой теслы. Выдаёт аж 20 километров в час. Рассказать, как я завладел этим чудом техники?
– Давайте, – Нина немного успокоилась и отвлеклась от переживаний.
– Я же на самом деле пришелец. Моя планета умирала, родители посадили маленького меня много лет назад на такой крохотный космический корабль и отправили на Землю. Они решили, что здесь я стану суперкрутым и суперсильным, смогу летать по небу и бороться со злом, но что-то попутали в цифрах. Оказалось, что местная сила тяжести значительно больше расчётной, и как видишь, я не могу даже встать на ноги. Короче, облом.
– Это же почти история про супермена. Только печальная.
– Да ты что! Серьёзно? – Артём демонстративно удивился и развёл руками. – Ладно, я тебе про свою беду рассказал. Теперь твоя очередь.
– Я хочу помочь маме с деньгами и устроиться на работу в какую-нибудь кафешку или ресторан, но нигде не берут. Говорят, что не подхожу по возрасту. Брат Тимофей уже полгода подрабатывает у Семёныча в обувной мастерской, а у меня ничего не получается найти. Хотя я старшая, должна быть примером.
– Ты молодец! – удивился парень. – Я в твоём возрасте думал только как выпросить у родителей побольше карманных денег, свалить после школы на тусовку и замутить с девчонками. Слушай, я ведь могу помочь с этой проблемой. Мне нужны тестеры на сдельную оплату, чтобы тестировать мои программки для смартфонов.
Нина живо заинтересовалась:
– Что я должна делать?
– С техникой дружишь?
– Дружу.
– Там нет ничего сложного, надо только нудно и долго отрабатывать все пункты инструкции по поиску ошибок. Я даже оплачу тебе недельные онлайн-курсы, но эти деньги потом вычту из первой оплаты. Смотри, буду спрашивать как со взрослой. Понятно?
– Понятно! – обрадовалась девушка. – Я на всё согласна!
– Окей, – потёр руки Артём. – Давай свою электронную почту, я пришлю договор, подпишешь у матери как у твоего законного представителя, пройдёшь курсы и с пятницы начинаешь впахивать.
Уже попав домой и перекусив, он подъехал к рабочему столу и с головой погрузился в свой проект. Пальцы застучали по клавиатуре.
Гала тихо, очень внимательно наблюдала за ним, сидя на карнизе и как будто сканируя его.
– Что смотришь? Проголодалась? Не стесняйся, лети и кушай. Я заморочился и заказал всё, что должно тебе понравиться. Твой рацион на зависть любому аристократу: тёртая морковь, яблоки, груши, арбуз, зерновая смесь, тонкие полоски говядины, варёный яичный белок, некислый творог, мягкий белый хлеб, смоченный в воде. Вкуснотища.
Птичка подлетела к Артёму и села на подлокотник инвалидного кресла, затем перепрыгнув ему на ногу.
– Смотри-ка! Осмелела! Будешь учиться говорить?
Гала глянула ему в глаза и со всей силы клюнула в колено.
Артём зажмурился и сжал кулаки от давно забытого ощущения боли в нижних конечностях.
Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.