Начало можно найти по следующей ссылке.
Константин и христианство
Верховодя на западе, Константин обратил свое злобное внимание на своего соправителя на востоке. Ранее оба императора любезно сотрудничали. Лициний женился на сводной сестре Константина Константанции, и пара преодолела свои разногласия во время встречи в Милане в 313 г. - на вершине, известной так называемым "Миланским эдиктом". Это часто неправильно понимается как "указ", который сделал империю христианской, хотя на самом деле он ничего подобного не делал. Возможно, было даже не официальное заявление, а просто взаимное согласие, что, как говорит их современник, писатель Лактантий, "каждому дана свобода веровать так, как он хочет, и ничто не умаляет достоинства любой религии".
Тем не менее, Константин был теперь приверженцем христианства (ранее он поклонялся Солу - Непобежденному Солнцу). По мере того, как отношения между двумя императорами ухудшались, Лициний, как утверждается, начал дискриминировать христиан. Это была либо преднамеренная провокация, либо в значительной степени фальшивые новости, распространяемые Константином, чтобы узаконить свою агрессию в гражданской войне, начавшейся в 320 г. нашей эры. Обе стороны считали войну борьбой между старыми языческими ценностями и взбунтовавшимся христианством.
В битве за битвой, хотя часто и в меньшинстве, христиане несли свой священный лабарум к победе. В конце концов Лициний сдался при условии, что его жизнь будет сохранена. Константин согласился, но как только Лициний снял с себя императорские полномочия, Константин арестовал и казнил его. Помимо этого Константин также избавился от своего племянника, сына Лициния.
Теперь Константин мог свободно строить империю, как ему заблагорассудится. Многое нужно было сделать. Границы Рима повсюду были под угрозой, администрация была дезорганизована, а экономика все еще находилась в беспорядке. Жестокие религиозные разногласия - часто видимое лицо более глубоких социальных разногласий - будоражили римское общество. Константину пришлось начать зарабатывать себе на звание "Великий".
Константин начал с запрета христианам принимать участие в языческой государственной религии - не то, чего хотели христиане, но запрет смягчал напряжение по поводу неучастия христиан. Константин хотел социальной гармонии, а это означало принуждение к религиозной гармонии. Он пытался установить соответствие между дикоразличными формами современной христианской веры, в частности, созвав епископский совет в восточном городе Никейе. Там основные принципы христианства были изложены в заявлении, известном сегодня как Никейский Символ веры. Эта доктрина и сегодня остается основополагающей для христианской литургии.
Как император, Константин находился в неоднозначном положении, одновременно являясь активным поборником христианства и официальным главой языческих религий государства. Он использовал эту ситуацию в своих интересах; храмы государственной религии были объявлены имперской собственностью.
Более тысячи лет золото и серебро, которые в противном случае циркулировали бы по имперской экономике, медленно превращались благочестивыми и запертыми в храмовых хранилищах в посвятительные приношения. Тем временем, изголодавшись по монетам, имперские монетные дворы выливались во все более дебетовую валюту, что приводило к безудержной инфляции.
Константин невольно перевернул эти храмовые сокровища, чтобы их отчеканили в твердые наличные. Его главной монетой был солид, 4,5 грамма (почти) чистого золота. В римском фунт(либре) было 72 солида, таким образом валюта измерялась во либрах, солидах и денарах. Позже они стали фунтами стерлингов, шиллингами и пенсами (£.s.d.), и даже сегодня фунт стерлингов представляет собой стилизованную букву L.
Организация империи
Константин прекрасно понимал, что главная угроза его жизни исходит от его собственной армии. За предыдущее столетие в военных переворотах погибло больше императоров, чем по любой другой причине. На самом деле, из последних императоров, только Констанций, Клавдий Готический (чума) и Диоклетиан умерли естественным путем. Чтобы увеличить свои шансы умереть в постели, Константин провел несколько изменений.
Во-первых, он замедлил тенденцию предоставления провинциальных губернаторов для не-сенаторов. Вместо этого он повернул процесс на его голову, ловко сделав сенаторов провинциальными губернаторами, таким образом, сохранив способных подчиненных, но получив лояльный сенат. Однако Константин удержал сенаторов от военного командования, так как это могло оказаться слишком заманчивым для чрезмерно амбициозных.
В военных делах Константин опирался на реформы своего предшественника Диоклетиана. Даже по мере того, как более гибкий военный стиль эволюционировал для борьбы с новыми и более изощренными врагами, доспехи легионеров становились и легче, и проще. Отчасти это было связано с тем, что многие отряды теперь действовали далеко от баз легионов, способных обслуживать и ремонтировать сложную броню, а отчасти с тем, что армия Константина больше полагалась на тяжелую кавалерию.
Старая преторианская гвардия воевала против него в Италии, поэтому Константин распустил этот отряд. Его армия начала постепенное разделение на пограничников (limitanei) и полевую армию комитантов с элитными подразделениями, называемыми палатини. Были завербованы новые варварские отряды, которые воевали под собственным командованием в традиционном для них стиле.
Благодаря успешным ранним походам на запад, Константин мог сосредоточиться на защите востока. Район Дакии ранее был заброшен из-за нехватки войск для его защиты, но Константин стремился вырвать эту потерянную провинцию из рук оккупационных готов.
Сначала он вступил в союз с близлежащим сарматским племенем, и, когда готы покорились после тяжелых потерь, он повернулся к своим сарматским союзникам и избил их, чтобы они тоже сдались. Ему не удалось вернуть себе всю Дакию, но ему удалось до такой степени, что современная страна называется Румынией, а родной язык - узнаваемым латинским. Константин также планировал крупную кампанию против персов. Хотя его болезнь и смерть привели к отмене этого нападения, знание о подготовке держало персов в напряжении, без всяких побуждений.