Найти тему

Как помочь ребенку учиться самостоятельно

Оглавление
источник фото http://www.natpress.net/uploads/posts/2018-08/1535301423_mother-son-e1511146603330-1920x1282.jpg
источник фото http://www.natpress.net/uploads/posts/2018-08/1535301423_mother-son-e1511146603330-1920x1282.jpg


Два месяца “повальной дистанционки” показали множество проблем современного образования в общем и школы в частности. По большей части семьи с детьми не способны повлиять на качественное и быстрое изменение этих условий. Поэтому лучше направить свои усилия на развитие у ребенка очень важного умения - самостоятельности.

Как помочь ребенку освоить навык самостоятельного учения? Будьте готовы пройти вместе с ним несколько этапов.

“Смотри и слушай”

Здесь взрослый делает что-то вместо ребенка, но не изолированно от него. Чадо обязательно должно быть рядом, слушать, что-то пробовать. Так формируется сопричастность к процессу.

“Делай как я”

Это уже совместная деятельность. Взрослый дает образец выполнения, а ребенок пытается повторить. Конечно, получится не сразу, но здесь больше важен процесс, чем результат.

“Рядом”

Взрослый и ребенок работают над одним проектом, но у каждого своя задача. На этом этапе иногда будет казаться, что взрослый ничего и не делает, но это не так. Он наблюдает за работой ребенка, анализирует, корректирует процесс.

“Это нужно сделать”

Именно так построена система современного образования. Ребенку надо сделать определенный объем задач и упражнений. Но если предыдущие этапы прошли качественно, то у детей появляется чувство доверия к взрослому , он понимает, что это действительно важно. Так формируется организационная составляющая самостоятельности.

источник фото https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c5a/0001ba09-b8a1d900/img14.jpg
источник фото https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c5a/0001ba09-b8a1d900/img14.jpg

“Контроль”

Ребенок самостоятельно выбирает для себя задания. И важно, что делает это не только там, где нравится (любимая секция, кружок и пр.), но и там, где надо.

“Участие"

Иначе этот этап можно назвать "Помогу, если попросишь". В идеале ребенок сам планирует свои действия, оценивает прогресс, ставит цели. Иногда ребенок уже вполне способен обучать других.

Родители должны понимать, что им обязательно придется вложить свое время и усилия для достижения результата. Но если в начале это могут быть несколько часов в день, то в конце достаточно 5-10 минут.

Самостоятельность часто называют "высшим пилотажем" в навыках ребенка. Если помнить об этом и верить в своих детей, то все обязательно получится.