В этот день в русских селах было принято выходить в поле и делать первую борозду. Христос — воскрес, а значит, жизнь — обновилась. Так рассуждали крестьяне. И после Светлой седмицы (недели, следующей за Пасхой) принимались за посевные работы.
Поскольку от земли, от урожая зависело все, посевную начинали с особых ритуалов. Например, кидали в первую борозду скорлупу освященных на Пасху яиц. Или устраивали импровизированный крестный ход по окрестным полям — с иконами, молитвами и сельскохозяйственными орудиями. Такой вот синтез народного и церковного мышления.
Да и в православном календаре этот день называется необычно — Антипасха. Отсюда и устоявшийся у невоцерковленных людей стереотип, будто это праздник чуть ли не отрицания самого факта воскресения Христа.
Отчасти предубеждение основано, как ни парадоксально, на евангельской истории. Ее главный герой — апостол Фома, прозванный в народе неверующим.
В первый день воскресения Спаситель явился ученикам, которые "в страхе великом" находились в Сионской горнице, удрученные Его казнью. Они сначала подумали, что это призрак, однако Христос "показал им руки и ноги и ребра Свои" — и ученики "обрадовались, увидев Господа".
Однако среди апостолов по каким-то причинам не было Фомы. Когда другие ученики рассказывали ему, что Спаситель восстал из мертвых, тот посчитал все это выдумкой. И предъявил им ультиматум: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
"После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!" — свидетельствует евангелист Иоанн.
Три названия
Почему этот праздник называют не только Антипасхой и Фоминой неделей (слово "неделя" в церковном календаре обозначает воскресный день, посвященный Богу, а не делам), но еще и Красной горкой?По одной из версий — из-за народной традиции катать в этот день с горки крашеные яйца. Ставили деревянный помост, сверху клали яйцо — и оно скатывалось. Это символизировало камень, отваленный Ангелом от гроба Спасителя во время его воскресения.Сами яйца еще 150 лет назад красили только в красный цвет. С этим связано древнее предание. Одна из ближайших учениц Христа Мария Магдалина, проповедуя в Риме, попала на аудиенцию к императору Тиберию. При встрече она протянула императору простое белое куриное яйцо и сообщила о воскресении Спасителя. В ответ на это правитель воскликнул, что воскресения не может быть, как не может быть того, чтобы это яйцо вдруг стало красным. И яйцо покраснело.А "горкой" на Руси назывался собственно помост, с которого скатывались яйца. И он символизировал гору Голгофу, где распяли Христа.© Public domain"Дети, катающие пасхальные яйца". Художник Николай КошелевВпрочем, есть версия, будто бы народное название праздника берет начало не из христианского предания, а из языческого. До Крещения Руси славяне примерно в середине апреля отмечали Ярилу Вешнего — день, когда все оставшиеся с зимы снега и льды начинали стремительно таять.Праздновали на холме, чья вершина первой избавилась от снега. Такая горка и называлась "красной". По одному толкованию, это означало "красивая", по другому — "нагретая солнцем".
День "семейного счастья"
"Без крайностей"
Именно на Красную горку на Руси старались венчаться еще вот почему. После праздника начинается посевная — не до гуляний. А там и май не за горами, а ведь есть народное поверье: "Кто в мае женится, всю жизнь будет маяться".Однако в Церкви призывают четко проводить грань между предписаниями устава и народными суевериями. По канонам ничто не мешает совершать таинство бракосочетания в майские дни."Если говорить в целом об этом празднике и его традициях, то существует шкала — начиная от уставных церковных требований и заканчивая всякого рода суевериями и глупостями. И в этой шкале нужно видеть, чего держаться: Христа, Церкви и ее догматов", — подчеркивает отец Макарий.Обычаи же сами по себе, добавляет он, — лишь дополнение. Их вполне можно соблюдать, те же катания яиц Церковь не запрещает. А вот если что-то затмевает веру — например, когда люди обращаются к различным заговорам, заклятиям и "закликаньям", — то от этого лучше отказаться."Обычаи легко могут перерасти во всякие глупые суеверия. Крайностей стоит избегать", — советует иеромонах.