Найти тему
Deep.in.life

Регрессионный гипноз, имеет ли право на жизнь? Часть 2.

Однако есть и другие важные концептуальные возражения. Если реинкарнация реальна, то верно, что большинство людей не помнят своей прежней жизни. А без воспоминаний из предыдущих жизней, как можно утверждать, что кто-то является тем же самым человеком (или, как говорили бы философы, численно идентичным), что и тот, кто жил в предыдущей жизни? В качестве аргумента можно признать, что критерий личной идентичности (т.е. как убедиться в том, что человек в данное время является одним и тем же человеком в другое время) не является телом (хотя некоторые философы настаивают на том, что единственным возможным критерием является тело, но мы не будем углубляться в эту версию). Согласно этому предположению, для того, чтобы считаться одним и тем же человеком, не обязательно иметь одну и ту же телесную преемственность, пока существует, по крайней мере, некоторая психологическая преемственность. Известный философ Джон Локк сделал предположение, что если принц однажды проснется в теле сапожника, но сохранит свои воспоминания как принц, то он все равно будет принцем.

Тем не менее, проблема с реинкарнацией заключается в том, что психологической преемственности точно нет, так как большинство людей не помнят своей прежней жизни. Таким образом, по психологическому критерию идентичности, мы не можем быть кем-то, о ком у нас нет воспоминаний. Защитники реинкарнации утверждают, что у нас нет воспоминаний с самого раннего детства, но это не значит, что мы не один и тот же человек. Кроме того, у пациентов с нарушениями памяти (например, у пациентов с болезнью Альцгеймера) есть мало воспоминаний о своей жизни, но опять же, это не означает, что они не являются одним и тем же человеком.

Однако философы обычно указывают на важную оговорку в отношении критерия психологической идентичности: если существует цепочка воспоминаний от одного этапа к более позднему, то идентичность сохраняется. Так, например, у пожилого генерала могут быть воспоминания о своем детстве, а у этого офицера - воспоминания о своем детстве, тогда можно сказать, что пожилой генерал - это тот же человек, что и ребенок. Но в случае реинкарнации такой цепи нет.

Кроме этих концептуальных проблем, характерных для реинкарнации, существуют также концептуальные проблемы, связанные с существованием душ. В доктрине реинкарнации предполагается, что души существуют, так как душа человека после смерти покидает тело, а в момент рождения входит в другое тело. Однако, если душа является загадочной нематериальной субстанцией, то как она взаимодействует с материей? Еще в XVII веке философ Рене Декарт знал об этой проблеме и утверждал, что душа и тело взаимодействуют в шишковидной железе. Теперь мы знаем, что это неправильно; шишковидная железа не имеет когнитивных функций. Но даже если бы это было так, проблема остается: как нефизическая субстанция проникает в физическую вселенную и становится причинным агентом?

Есть ли доказательства для реинкарнации?

Еще во времена Платона некоторые философы пытались предложить доказательства, которые, подтверждают гипотезу о реинкарнации. Согласно известному аргументу, изложенному в Федо Платона, мы знаем такие вещи, опыт которых в этой жизни не могли бы приобрести. Платон был заинтригован способностями некоторых людей делать определенные вещи, которым они никогда не учились. По оценке Платона, обучение на самом деле является формой реминисценции: в образовании, в то время как нас стимулируют вопросы наших учителей, мы приходим вспоминать вещи из нашей предыдущей жизни.

Защитники реинкарнации также указывают на опыт дежа вю. Это странные ощущения, которые некоторые люди испытывают, когда впервые сталкиваются с ситуацией, но у них есть ощущение, что они уже пережили ее.

Наверное, самым сильным доказательством в пользу реинкарнации является коллекция исследований известного американского психиатра, доктора Яна Стивенсона. Стивенсон скептически относился к регрессиям прошлой жизни, но он действительно считал, что этиология многих психических расстройств может быть прослежена до неразрешенных конфликтов в прошлой жизни. В частности, д-р Стивенсон интересовался расстройствами гендерной идентичности; по его оценке, многие из этих случаев обусловлены тем, что в предыдущей жизни пациент принадлежал к другой гендерной группе.

Основной областью исследований Стивенсона был феномен детей, которые утверждали, что помнят прошлые жизни. Он собрал значительное количество случаев в Индии, Шри-Ланке, Турции, Бразилии, Ливане и США. В большинстве этих случаев дети ведут себя не так, как от них ожидали родители и другие взрослые. Многие из этих детей грубо разговаривали со своими родителями, поскольку считали себя своими собственными бабушкой и дедушкой.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BD-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-1822481/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BD-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-1822481/

Согласно докладам Стивенсона, у других детей развивались отношения и интересы, не соответствующие их возрасту; Стивенсон истолковывал это как происхождение из прошлой жизни. У некоторых детей развивались особые фобии, не имея особого опыта для их активизации. Опять же, он предположил, что эти фобии возникли в результате травматических событий в предыдущей жизни.