Найти тему
Белый день

Зулейха открывает глаза. Нам на нас

Показанный недавно сериал по роману Гузель Яхиной и последовавшая на него реакция, кто бы сомневался, даже в условиях пандемии и самоизоляции, когда голова должна быть забита совсем другим, наделала шума. Но отнюдь не удивила. Сейчас все, что касается истории, нашего недавнего прошлого, а история раскулачивания это история наших дедов и прадедов, которую мы, признаемся, плохо знаем, вызывает бурную реакцию в интернете. Все оскорблены по религиозным, нравственным, идеологическим, национальным и другим причинам, поэтому сегодня были бы невозможны такие сериалы середины 2000-х, как “Штрафбат”, “В круге первом” или “Завещание Ленина”, по техническим даже причинам. Слишком откровенны и провокационны, сейчас же установка в обществе не думать и, следовательно, не искажать историю сомнениями и неудобными вопросами, подвергая сомнениями картину мира, как сторонников и ностальгистов по советскому прошлому и порядку, так и однобоких противников советского времени в круге современной оппозиции, недовольной всем, даже позитивным.

Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза". Фото из свободного поиска Яндекс
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза". Фото из свободного поиска Яндекс

История с сериалом, который мне, не читавшему книгу, но предполагающему, что не все вошло в сериал, но зато автор одобрила, что важно, понравился, особенно Чулпан Хаматова, раскулаченная татарка, которая с ее помощью открыла глаза на мир, увидела других людей, другой мир, изменилась, стала матерью, любимой женщиной в трудных условиях строящегося в Сибири поселка, основанных раскулаченными, а значит хозяйственными и порядочными людьми, привыкшими к труду и реальному результату, а не лозунгам. Может все было не так, может было хуже, ведь для тех, кого насильно срывают с места это трагедия, но все забывают переселенцев в Сибири в начале 20 века, когда голод и малоземелье гнало людей в неизвестность, на сибирские земли, где большинство населения выходцы губерний Российской империи, кто-то остался в годы поднятия целины. Но все, так или иначе, пришельцы, и это не такой уж край земли и пустыня, каким представляется Сибирь столичным умникам и диссидентам, со времен ссылки декабристов, которые этот край и поднимали, основывая школы, театры и музеи, где ходят медведи и лютый мороз.

Фото спецпоселенцев в Сибири. Фото из свободного поиска Яндекс
Фото спецпоселенцев в Сибири. Фото из свободного поиска Яндекс

Несмотря на зверские и не правовые, мягко скажем, методы сталинского режима, люди оставались людьми, не доносчиками и безбожниками, пропитанные фанатичными революционными идеями бесклассового общества и всеобщего счастья, а друзьями, соседями, помогающими в беду, войну и голод, проявляющих настоящее в человеке. Что и показали события 1930 и 1940-х годов, когда совместными усилиями, несмотря не на что вытянули и восстановили страну, страдая, но делая жизнь хоть капельку лучше для детей и будущих поколений. Будущего, несомненно, светлого, а другого не бывает, где дети будут жить не в бараках и коммуналках, а в благоустроенных квартирах, не падать от усталости на опостылевшей работе. А заниматься любимым делом, какое выберут, художником или строителем, жить, там, где хочется, или в рабочем поселке на вахте, или в городе, в мастерской, писать картины.

Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза". Фото из свободного поиска Яндекс
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза". Фото из свободного поиска Яндекс

Все мы хотим другого будущего детям, без злобы и зависти людей, напавшим на Хаматову, доброго человека, несущего груз благих дел и непростой профессии актрисы, даря нам эмоции, делая нас добрей. Но не все это понимают, к сожалению, значит есть чем заниматься писателям, актерам и художникам, инженерам человеческих душ, строящих наше будущее, как поселки в Сибири, в нечеловеческих условиях, но с верой в людей и лучшую жизнь.