Показанный недавно сериал по роману Гузель Яхиной и последовавшая на него реакция, кто бы сомневался, даже в условиях пандемии и самоизоляции, когда голова должна быть забита совсем другим, наделала шума. Но отнюдь не удивила. Сейчас все, что касается истории, нашего недавнего прошлого, а история раскулачивания это история наших дедов и прадедов, которую мы, признаемся, плохо знаем, вызывает бурную реакцию в интернете. Все оскорблены по религиозным, нравственным, идеологическим, национальным и другим причинам, поэтому сегодня были бы невозможны такие сериалы середины 2000-х, как “Штрафбат”, “В круге первом” или “Завещание Ленина”, по техническим даже причинам. Слишком откровенны и провокационны, сейчас же установка в обществе не думать и, следовательно, не искажать историю сомнениями и неудобными вопросами, подвергая сомнениями картину мира, как сторонников и ностальгистов по советскому прошлому и порядку, так и однобоких противников советского времени в круге современной оппозиции, недовольной всем, даже позитивным.
История с сериалом, который мне, не читавшему книгу, но предполагающему, что не все вошло в сериал, но зато автор одобрила, что важно, понравился, особенно Чулпан Хаматова, раскулаченная татарка, которая с ее помощью открыла глаза на мир, увидела других людей, другой мир, изменилась, стала матерью, любимой женщиной в трудных условиях строящегося в Сибири поселка, основанных раскулаченными, а значит хозяйственными и порядочными людьми, привыкшими к труду и реальному результату, а не лозунгам. Может все было не так, может было хуже, ведь для тех, кого насильно срывают с места это трагедия, но все забывают переселенцев в Сибири в начале 20 века, когда голод и малоземелье гнало людей в неизвестность, на сибирские земли, где большинство населения выходцы губерний Российской империи, кто-то остался в годы поднятия целины. Но все, так или иначе, пришельцы, и это не такой уж край земли и пустыня, каким представляется Сибирь столичным умникам и диссидентам, со времен ссылки декабристов, которые этот край и поднимали, основывая школы, театры и музеи, где ходят медведи и лютый мороз.
Несмотря на зверские и не правовые, мягко скажем, методы сталинского режима, люди оставались людьми, не доносчиками и безбожниками, пропитанные фанатичными революционными идеями бесклассового общества и всеобщего счастья, а друзьями, соседями, помогающими в беду, войну и голод, проявляющих настоящее в человеке. Что и показали события 1930 и 1940-х годов, когда совместными усилиями, несмотря не на что вытянули и восстановили страну, страдая, но делая жизнь хоть капельку лучше для детей и будущих поколений. Будущего, несомненно, светлого, а другого не бывает, где дети будут жить не в бараках и коммуналках, а в благоустроенных квартирах, не падать от усталости на опостылевшей работе. А заниматься любимым делом, какое выберут, художником или строителем, жить, там, где хочется, или в рабочем поселке на вахте, или в городе, в мастерской, писать картины.
Все мы хотим другого будущего детям, без злобы и зависти людей, напавшим на Хаматову, доброго человека, несущего груз благих дел и непростой профессии актрисы, даря нам эмоции, делая нас добрей. Но не все это понимают, к сожалению, значит есть чем заниматься писателям, актерам и художникам, инженерам человеческих душ, строящих наше будущее, как поселки в Сибири, в нечеловеческих условиях, но с верой в людей и лучшую жизнь.