Пишу о жилой недвижимости, но не могу не отреагировать на шкал материалов, которые публикуются в душе "мир никогда не будет прежним". Тезисы как под копирку - "за время изоляции все поняли как это удобно работать удаленно", "люди за время карантина привыкли заказывать товары в интернете", ну и как следствие "все компании будут отказываться от офисов и от торговых помещений. Работа и покупка товаров сместятся в онлайн".
Считают что это форменным бредом, коронавирусом головного мозга и полным нежеланием думать в принципе. Сейчас разберемся почему
СОТРУДНИКИ УЙДУТ В УДАЛЕНКУ
Ощущение что все статьи пишут те кто ни разу удаленно не работал. Во-первых, тренд на удаленную работу уже пару лет как на спаде по совершенно тупым причинам - люди на удаленке не эффективны. Это факт. Перестаньте его мусолить.
Совершено очевидно что находясь дома сложнее перестроиться на рабочие рельсы. Совершенно очевидно, что отвлекающих факторов больше, фокус ниже, временных затрат на одну и ту же работу в итоге больше, чем при попытке ту же задачу выполнить в офисе. Вы скажете что это только у неэффективных сотрудников, от которых надо отказываться - ок, ок.. давайте разделим всех на эффективных и неэффективных.
Эффективные удаленные сотрудники всегда будут превращаться во фрилансеров. В худшем смысле этого слова. То есть брать не все необходимые задачи, а оптимальное число (куда вы будете девать остальные задачи - ваша проблема), оптимизировать время на выполнение задачи, ускорять конечный продукт в ущерб качеству.
И тут у всех покусанных скрамом и аджайлами должна начаться течка, но если вы работали в такой помойке, когда человек взял задачу, через сутки выдает абсолютно сырой не проработанный продукт, да еще и нагло заявляет что это сейчас максимум и увы, он сейчас уже работает над другой задачей, то вы не будут аплодировать этой оптимизации. Это кажется интересным только (и ТОЛЬКО) тогда, когда это некая абстрактная задача, не ваша, в результатах которой вы лично не заинтересованы. И как только спускаемся до прикладного уровня - этот подход становится вашей основной проблемой.
Все кто пробовал удаленку и работу с фрилансерами знает, что это очень временная схема. Что люди абсолютно не погружены в контекст, расфокусированы и толку от них со временем становится все меньше.
Резюмирую: на удаленку уйдет мелкие компании, небольшие команды, и только услуги, т.е. далеко не все, и не треть и не четверть рынка.
ПОКУПКА ТОВАРОВ УЙДЕТ В ОНЛАЙН
Эти статьи пишут или люди которые не карантине ничего не заказывали в принципе, или те кто заказал 1-2 раза и это была туалетная бумага.
Стоп-факторы развития онлайна остаются прежними, как и были до карантина:
а) отсутствие тактильного контакту не дает потребителю возможность составить полное представлении о товаре
б) поставщики и производители очень медленно и туго двигаются в сторону максимального описания товаров, стараясь давать необходимый минимум
в) как итог п.п. а и б - часто приходит полный неждан
г) еще одна из причин неждана - ошибка на складе. Да, там работают все те же "Человеки", роботы еще их не заменили, ошибки в заказ не редкость. Да, техподдержка тут же выйдет на связь и товар заменят но это время, нервы, разочарование
д) пандемия хорошо продемонстрировала, что бурного роста доставки - не будет. Невозможно в моменте вырасти с 1000 до 10 000 заказов. А именно так и произошло - спрос в разы превысил предложение.
Резюмирую: доставка так же будет развиваться, совершенно эволюционно, без гигантских скачков. А в ТЦ люди ломанутся как только эти самые ТЦ откроют. Тренд на переход в онлайн, безусловно, сохранится, но шоу-румы (именно в них превратятся в офлайновые точки), никто не отменял и не отменит - модель продаж у большинства брендов будет комбинированная.
О КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ
Переходим к итогам, в разрезе недвижимости.
В офисной недвижимости не произойдет никаких потрясений. Люди устанут от сидения дома. Люди устанут от работы на хоум-офисе. Большинство предпринимателей стремится сейчас всеми силами удержать команды и помещения. Сильную команду на удаленке удается построить единицам (да, это возможно, но при профицитном уровне менеджмента у 70% участников этой команду). Безусловно, будет отток 15-20% из офис-центров уже летом, к осени половина новых вакантных мест точно закроют, уже проходили через это.
В торговой недвижимости будет новая волна расцвета стрит-ритейла. Однозначно ТЦ потеряют балы, привлекательность их снизится. Особенно в свете того как многие их них повели себя в тот момент когда нужно было договариваться. Основной же фактор - автономность и возможность самостоятельно выбирать режим работы - стрит уже в нарушении карантина потихоньку открывается, а вот арендаторам торговых центров эта опция недоступна. Так что на торговую недвижимость спрос однозначно в перспективе 6-9 только вырастет.