Вот смотрите, какая ситуация.
Есть очень большая и очень богатая страна (назовем ее просто "Страна"). Она очень красивая, и вообще замечательная. В ней хорошие люди живут. Но у нее куча проблем.
Прежде всего, Страну окружают довольно опасные соседи. С одной стороны - мировой экономический гигант, который на словах за мир и дружбу, а по факту выбирает политику постепенного экономического подчинения. У гиганта чудовищное по количеству население, и это уже сильно напрягает, тем более что в самой Стране населения-то как раз очень мало. Гигант уже успел профинансировать половину крупных проектов, которые были реализованы в Стране, и эти деньги надо как-то отдавать.
С другой стороны - другой гигант, совсем не такой сильный, но почти совершенно неадекватный. Этот другой гигант не может обеспечить благополучие собственного населения, но при этом постоянно смотрит в сторону соседних стран, многие из которых уже от него пострадали. Политики, им управляющие, на международной арене считаются почти откровенными отморозками, которым никто не указ. А еще этот гигант имеет с существенной частью населения Страны прочные связи.
Нельзя сказать, чтобы лидер, который много (очень много) лет управлял Страной, этих проблем не видел. Он их видел отлично. Поэтому он много лет занимался тем, что в Стране называлось мудреным выражением "многовекторная политика". Суть многовекторной политики простыми словами пересказать очень легко - нужно было сделать так, чтобы в Страну вложили деньги очень серьезные ребята. Настолько серьезные, чтобы даже Гигант-1 и Гигант-2 поостереглись слишком сильно по поводу Страны выступать.
И это, в целом, получилось. В Стране есть интересы у Гиганта-1, и у Гиганта-2, и у страны номер один в мире, и у ряда других успешных стран. Вроде бы получается так, что если любой из гигантов начнет себя вести в Стране слишком уж вольготно, другие начнут показывать зубы. Это для страны единственная гарантия безопасности – дружить со всеми сразу. Поэтому, кстати, Страна в свое время избавилась от опаснейшего в мире оружия, которое ей по наследству досталось - гениальный ход. Со всеми дружить легче, когда нет дубины за спиной.
Однако пока Страна решала проблемы с гигантами, в ней самой появилось огромное количество других проблем. Страна одно время так успешно привлекала чужие деньги (в том числе продавая то, что извлекла из своих недр), что ее управленческая элита довольно серьезно развратилась. Страну пожирает коррупция. Занятие управленческих должностей в Стране воспринимается ее населением как способ зарабатывания денег.
Из-за коррупции Страна плохо управляется, и поэтому развивается неравномерно. В одних ее частях возводятся чудеса архитектуры, в других люди гадят в дырки в полу. Одни живущие в ней люди (их очень немного) раз в полгода меняют дорогие машины и одеваются в бутиках, другие (их большинство) озабочены тем, что завтра есть и во что одеваться. Поэтому жители Страны все больше и больше разобщаются, и часто не понимают друг друга. Да и вообще с каждым годом становятся все недовольнее. Бедные – понятно чем. Богатые – общей нестабильностью, от которой богатство защищает все хуже и хуже.
И поэтому в самой Стране начинают происходить процессы, которые ее безопасности угрожают ничуть не меньше, чем всякие там гиганты. Те, кто богаче и образованнее, начинают из Страны убегать. Причем эти люди могли бы на благо Страны работать, но теперь работают на благо других стран. Парадоксально, но очень богатая Страна не нашла, чем заинтересовать собственных наиболее способных граждан.
Те, кто беднее и менее образован, начали стремительно радикализироваться. В первую очередь, вокруг религии. Это уже приводит к недовольству, потому что Страна светская, но в ней все больше людей, которые по светским правилам жить не хотят, и других хотят заставить жить по-своему.
Одним словом, все хотят перемен, и все устали.
И вот с таким интересным статусом-кво Страна подходит к тридцатилетию независимости. И тут лидер, который (много лет, мы помним) Страной управлял, решает от прямого управления отойти. Но делает это так, чтобы сохранить над ним контроль. Потому что, и это очевидно, он не доверяет ни управленческой элите, ни населению Страны. Управленческой элите он не доверяет, потому что она поражена коррупцией. Населению он не доверяет, потому что опасается, что если слишком сильно ему довериться, к власти придут люди безответственные, горлопаны или радикалы, которых уже немало. А гиганты тут как тут.
И он реализует переход. Но делает это насколько быстро, и настолько не считаясь с мнением населения, что последнее, которое много лет было к нему лояльно (понимая, в том числе, что это очень трудная задача – тридцать лет сдерживать обоих гигантов), начинает стремительно в нем разочаровываться. И в итоге получается даже хуже, чем было. Недовольство в Стране даже на улицы выплескивается, что для Страны вообще-то случай редкий. Его жестко пресекают, но оно никуда не девается по факту.
Что будет дальше? Система, которая много лет сдерживала обоих гигантов, никуда не денется, и еще некоторое время простоит. Но населению от этого легче не будет. Все последние годы население надеялось на перемены, потому что очевидно было, что лидер уйдет. Вот, он ушел – но ушел так, что перемен к лучшему ждать сразу стало как-то нелепо. Те, кто пришел на смену лидеру, будут теперь с разной степенью успешности (и под его мудрым присмотром) копировать его стиль управления. Управление Страной, и это очевидно, закуклится, как гусеница, на много лет, пока не придет новый лидер с самостоятельным мышлением, готовый решать внутренние проблемы так же, как прежний лидер решал внешние. Когда это будет – неизвестно, но точно известно одно – население на кандидатуру этого нового лидера повлиять вряд ли сможет.
Поэтому обеспеченные и образованные будут уезжать дальше, бедные и необразованные дальше радикализироваться. Гиганты будут ждать удобного момента, а новые лидеры – делать вид, что все в порядке.
А всего-то и надо было больше доверять населению Страны.
И в этих условиях каждый должен сам решать, как ему дальше быть. Оставаться в стране и строить что-то, надеясь на перемены. Или поискать счастья в другом месте.
Все совпадения, как вы понимаете, случайны. И вообще считайте, что это была страшная сказка на ночь.