Найти тему
Алекситимия

Роботы получают гражданство

Самое суровое наказание, которое может назначить начальник тюрьмы, - это помещение кого-либо в одиночную камеру. Оно сурово, потому что препятствует удовлетворению всех потребностей, кроме двух самых низких уровней иерархии Маслоу. (Лишение заключенных сна первого уровня настолько сурово, что может быть использовано как пытка).

Тем не менее, многие старики, по сути, находятся именно в такой ситуации. В некоторых домах престарелых у обитателей с зарождающимся деменцией есть всего две минуты социального взаимодействия в день. Ухаживающие за ними люди приносят им еду, но слишком заняты, чтобы говорить о чем-то интересном для них.

Вот почему многие из нас (включая меня) считают, что широкое использование "сиделок" ИИ, несмотря на то, что они могли бы, по общему признанию, уменьшить скуку, было бы весьма прискорбным. Такое чрезмерное использование было бы упущенной возможностью обеспечить настоящую любовь и принадлежность. Более того, эта дегуманизирующая утрата могла бы распространиться и на другие социальные контексты, как уменьшая, так и огрубляя наше повседневное взаимодействие друг с другом.

В двух словах, чрезмерная зависимость от компьютерных "сиделок", никому из которых на самом деле нет дела, была бы предательством человеческого достоинства пользователя - необходимостью четвертого уровня в иерархии Маслоу. На заре ИИ компьютерный ученый Джозеф Вайзенбаум сделал себя очень непопулярным среди своих коллег по MIT, сказав то же самое. Замена компьютерной системы на человеческую функцию, которая предполагает межличностное уважение, понимание и любовь", - настаивал он в 1976 году, - "просто неприлично".

-2

Я согласна с ним. Возможно, и ты тоже. Исследование, проведенное в 2017 году для Королевского общества, показало, что британская общественность, хотя и приветствует многие применения искусственного интеллекта, определенно с осторожностью относится к его использованию в социальной сфере. В Великобритании даже цифровые туземцы - в возрасте от 18 до 29 лет - выражают опасения по поводу снижения уровня взаимодействия человека с человеком в результате действий роботов-сиделок, в том числе нянь-роботов.

Эти опасения не получили широкого распространения в Японии. Там отношение к роботам/чат-ботам действительно очень отличается от отношения к ним на Западе, как показывает антрополог Дженнифер Робертсон в своей книге Robo Sapiens Japanicus (2017). Японцы, чье население быстро стареет, официально поощряются (с помощью финансируемой государством визуальной и текстовой пропаганды) полагаться на роботов-помощников для пожилых людей. Роботы предпочитаются в качестве сиделок, а не в качестве иммигрантов-людей или даже в качестве иностранцев, имеющих постоянное место жительства.

Этические принципы" Японского общества искусственного интеллекта предусматривают, что робот является "членом или квазичленом общества". Таким образом, роботы могут даже считаться заслуживающими прав. Ранним примером PARO было получение гражданства в 2010 году (технически этот статус известен как специальный семейный реестр). Специальные виды на жительство - которые предоставляются негражданам лишь в редких случаях - были разрешены девяти индивидуальным роботам в период с 2003 по 2013 год. А чат-бот под названием Mirai (что означает будущее) получил официальный вид на жительство в Токио в октябре 2017 года.

В Японии роботов часто рассматривают как членов семьи, в культуре, где официально объявляют членом семьи, это очень важно. Долгожительная семейная группа (или ei) формируется и задумывается совершенно иначе, чем семейная группа на Западе. Следовательно, она удовлетворяет потребность в любви и принадлежности существенно разными способами. Действительно, из этого следует, что любое применение ИИ, направленное на "семью", не было бы одинаково полезным в обеих странах.

Возможно, даже чуждые западным чувствам, буддийские храмы в Японии в настоящее время набирают новых последователей, предлагая похоронные услуги для роботов. И снова американские солдаты в Ираке провели похороны нескольких роботов-детекторов СВУ, которые спасли много жизней, и даже наградили одного из них медалью "Пурпурное сердце" и "Бронзовая звезда". Тем не менее, было противодействие: некоторые из их соотечественников-солдат, по сообщениям, были "расстроены" этими ритуалами с использованием роботов.