Найти в Дзене
КиноМанка

Как снимался советский блокбастер «Экипаж» - Часть III. Фильм о людях

В съемках участвовали не только макеты самолетов. Завод, который взлетает на воздух в Бидри, конечно, тоже ненастоящий. Эту модель режиссер комбинированных съемок «Экипажа» Виктор Доценко, будущий автор знаменитых детективов про Бешеного, нашел в родном Омске.

У «Омского нефтеперерабатывающего завода» был прекрасный макет их предприятия размером где-то с пятикомнатную квартиру – работа немецких макетчиков. На вопрос директора завода, вернут ли они модель, Доценко честно ответил: «Конечно, вернем. Все, что от него останется». От модели, благополучно взлетевшей на воздух, не осталось, естественно, ничего.

Специальности «режиссер комбинированных съемок» в Советском Союзе не было. Виктору Доценко приходилось все организовывать самому. Но главная сложность была не в отсутствии учебников, а в необходимости уложиться в отведенный бюджет. В Голливуде на блокбастеры с такими спецэффектами денег тратят в десятки раз больше.

Для картины «Экипаж» Доценко стал не только организатором сложных сцен, но и главным специалистом по улаживанию самых трудных вопросов. Однажды только благодаря ему удалось спасти съемку во Франции в аэропорту Парижа. Она была под угрозой срыва, потому что Георгий Жженов был в данный момент во Владивостоке на гастролях. Там отмечали День ВМФ, и уехать с праздника, на который собралось все высшее начальство округа, актер просто не мог.

"Экипаж", кадр из фильма. Крупным планом - актриса Александра Яковлева.
"Экипаж", кадр из фильма. Крупным планом - актриса Александра Яковлева.

Доценко был в это время в Омске. Чтобы выручить Жженова, он пролетел почти через всю страну и в 6:30 утра уже стоял у кабинета первого секретаря крайкома.

Применив все свое красноречие, он убедил высокого чиновника, что актеру намного важнее быть завтра в Париже, иначе придется заплатить «проклятым капиталистам» огромную неустойку. Секретарь отменил спектакль во Владивостоке и организовал Жженову вылет в Москву первым же авиарейсом.

Георгий Степанович в этом фильме играл самого себя, а не прописанный в сценарии характер. Так считают почти все его коллеги и близкие. А некоторые черты для своего героя он взял у близкого друга – Александра Томилина, кстати, тоже летчика. Жженов даже снимался в его фуражке.

«Он был самым мужественным актером советского кинематографа», - так скажут о Георгии Жженове после его ухода. А его лучшей работой назовут роль Андрея Тимченко, командира экипажа Ту-154. Глядя на него, зритель понимал, что такому человеку можно доверить штурвал самолета. А летчики хотели быть похожими на него. Им очень понравилось, что именно он выражает суть их профессии.

На Жженова и других актеров «Экипажа» мечтали быть похожими многие мальчишки восьмидесятых. После этой картины в стране не было двора, где подростки не предпринимали бы попыток починить летящий самолет.

И никто из них даже не подозревал, что на съемках знаменитой сцены, которую они пытаются повторить, замерзающему по сюжету актеру Анатолию Васильеву на самом деле было нестерпимо жарко. На него напялили столько одежды, что с ним едва не случился тепловой удар.

Замерзающему по сюжету актеру Анатолию Васильеву на самом деле было нестерпимо жарко. Кадр из фильма "Экипаж", 1979.
Замерзающему по сюжету актеру Анатолию Васильеву на самом деле было нестерпимо жарко. Кадр из фильма "Экипаж", 1979.

Творческий настрой экипажа картины чувствовался во всем. И когда появилась необходимость прямо в самолете снять сцену операции, никто не стал долго чесать затылок и думать, на ком же продемонстрировать надрез. Идея родилась моментально: на поросенке. Для этого животному тщательно выбрили спинку.

Особая технология была у режиссера Митты и в работе с актерами в бытовых сценах. Четырехлетнему Роме Монину, сыгравшему сына Ненарокова, на съемках приходилось туго: шлепали его по-настоящему, а еще вызывали слезы с помощью какой-то химии, которая больно щипала кожу.

Этот мальчик, которого в 1980 году жалела вся страна, сегодня является директором российского представительства одного из крупнейших мировых производителей компьютерного оборудования.

Монин не стал актером, но вся его жизнь после «Экипажа» так или иначе связана с самолетами. Роман окончил авиационный институт в Москве, его главное увлечение – авиамоделирование. А еще он с удовольствием играет с младшим сыном Алешкой в самолеты – так же, как когда-то в фильме с ним играл его киношный отец актер Васильев.

А старшему сыну Даниле Роман рассказывает о том, как объелся мороженым, когда снимали несколько дублей прогулки с отцом по Ялте, и о том, сколько хлопот он доставил съемочной группе. На съемках рядом с маленьким Ромой всегда была мама, которая ради кинокарьеры сына уволилась с работы.

Но, несмотря на ее присутствие, маленького сорванца бесконечно теряли. Он умудрялся с грохотом катать по коридорам «Мосфильма» жестяные бобины от кинопленки и срывать работу целой студии звукозаписи.

А однажды Рома, вообразив себя самолетом, врезался головой прямо в сервант. Александр Митта пришел тогда в ужас. Если ребенок разбил лоб, то придется чем-то объяснять зрителю его ссадины. Это, конечно, возможно, если переписать сценарий и сделать его мать еще более отрицательным персонажем. Но на лбу Ромки последствия полета не отпечатались.

Актрисе Ирине Акуловой повезло, ведь после премьеры фильма ее и так встречали на улице чересчур бурно. А мужья, желая задеть жен, указывали на актрису и говорили: «Вот посмотри, какой стервой ты иногда бываешь».

Роль в «Экипаже» стала для Акуловой звездной. Но после этого фильма больших работ в кино у нее не было.
Роль в «Экипаже» стала для Акуловой звездной. Но после этого фильма больших работ в кино у нее не было.

Съемки в «Экипаже» Акулова вспоминает как период довольно сложный. Она тогда была одной из ведущих актрис МХАТа. После спектакля ее привозили на ночную съемку, а утром отвозили обратно на репетицию. Спать приходилось урывками.

Система, которую применял режиссер, чтобы довести актрису до нужного состояния, тоже не способствовала расслаблению. Митта не щадил ни себя, ни актеров. Он специально доводил Ирину Акулову до истерики.

Для съемок одной из сцен он говорил Ирине, что Васильев задерживается, поэтому она может пока поспать. Но через час он посылал ее разбудить, и ей приходилось вновь гримироваться. И так происходило несколько раз за ночь. Васильев же подъехал только к шести утра, когда она готова была рвать и метать.

Но даже в приступе уже почти настоящей истерики Акулова умудрялась рвать семейные фотографии в кадре таким образом, чтобы лица остались целыми. Об этом ее просила мама Ромы Монина. Тогда фотографии такого качества были редкостью.

Роль в «Экипаже» стала для Акуловой звездной. Но после этого фильма больших работ в кино у нее не было. Может, слишком ярко созданный образ истеричной женщины мешал режиссерам увидеть ее другой. Ирину Акулову часто называли актрисой одной роли. Это, конечно, обижало женщину, много лет игравшую в театре.

Но сейчас страсти улеглись. Ирина Григорьевна на пенсии, почти безвыездно живет в родном городе Кинешма, что под Ивановым. В Москву приезжает нечасто. Ее и сейчас узнают на улицах, причем в основном с радостью, а не с агрессией, как раньше.

После премьеры на всех актеров «Экипажа» обрушилась бешеная популярность. Жизнь Леонида Филатова изменилась навсегда. После роли ловеласа Скворцова он стал первым носителем титула «секс-символ» среди советских актеров.

Жизнь Леонида Филатова изменилась навсегда. После роли ловеласа Скворцова он стал первым носителем титула «секс-символ» среди советских актеров.
Жизнь Леонида Филатова изменилась навсегда. После роли ловеласа Скворцова он стал первым носителем титула «секс-символ» среди советских актеров.

Филатова после премьеры стали просто атаковать женщины. У него даже походка изменилась, он и в жизни перевоплотился в героя-любовника. Но он очень стеснялся этого положения вещей, ему явно было неуютно. Он и роли стал выбирать такие, чтобы побыстрее избавиться от сложившегося после «Экипажа» образа.

Последняя катастрофа случилась с фильмом, когда он уже был готов. По сценарию картина заканчивалась смертью главного героя – командира экипажа Тимченко. Финал был снят и смонтирован. Митта рассказывает: «Как известно, летчики на пенсии долго не живут. Во время работы они находятся в чудовищном стрессе, а когда от этого стресса освобождаются, их организм уже не может перестроиться на новый лад».

Окончание было такое: Андрею Тимченко ночью звонят и просят перегнать небольшой самолет на Север. Он соглашается и в пижаме выбегает из больницы. Прибегает на аэродром, где его встречают молодые ребята, которых он знает с войны. Он удивляется, почему они не постарели. А они ему говорят: «Ты тоже теперь будешь молодым». Он садится в кабину, берется за штурвал и взлетает. А следующая сцена вновь происходит в больнице, где выясняется, что Тимченко только что умер.

Готовый фильм был зарублен на первом же приемном просмотре. Александра Митту вызвали в Госкино и поставили перед фактом: с таким финалом картина просто не выйдет на экран. И только после длительных обходных бесед режиссеру удалось-таки выяснить, в чем дело.

Митта рассказывает: «Перед этим прекрасный режиссер Андрей Смирнов снял картину, которая, кажется, называлась «Градостроители». И там показано, как умер академик-архитектор, но его дело продолжили ученики.

Когда Брежнев посмотрел «Градостроителей», он рассердился: «Что вы показываете мне фильмы, где старики умирают?! На что вы намекаете?!» В результате картину Смирнова положили на полку. Понятно, что Брежнев обязательно посмотрит и «Экипаж», и смерть пожилого летчика его точно не обрадует.

"Экипаж", 1979. Кадр из фильма. По сценарию картина заканчивалась смертью главного героя – командира экипажа Тимченко. Но сценарий пришлось изменить.
"Экипаж", 1979. Кадр из фильма. По сценарию картина заканчивалась смертью главного героя – командира экипажа Тимченко. Но сценарий пришлось изменить.

Я сначала отказался изменять концовку, но меня уболтали, сказав, что сотни людей на киностудии останутся без премии. Я сломался. Хотя уверен, что фильм все равно бы выпустили, хоть и немного попозже».

Александр Наумович до сих пор жалеет, что не настоял тогда на своем, но сейчас уже как-то по инерции. Потому что счастливый финал фильма зрители не просто приняли, а даже полюбили. Благополучно разрешились и все неприятности, которые сыпались на авторов во время съемок. А через призму времени стало понятно, что именно они направляли экипаж режиссера Митты по правильному пути.

Первая наша картина жанра фильма катастроф и сегодня не растворилась среди заполнивших экраны апокалипсисов и мировых катаклизмов. Новые поколения, разумеется, уже не удивишь трагедией спасающегося самолета.

Порой фильм кажется наивным. Но истории живых людей, рассказанные в нем, трогают до сих пор. А это значит, что и через сорок лет «Экипаж» опять отправляется в свой новый рейс.

Читайте начало статьи:
Как снимался советский блокбастер «Экипаж» - Часть I. Неудачи, преследовавшие фильм

Как снимался советский блокбастер «Экипаж» - Часть II. Почему министерство гражданской авиации было против

-7