Найти тему

Что произошло с нами за 4 недели самоизоляции

Оглавление

Сегодня прошло ровно 4 недели, как ввели режим самоизоляции. Хочу рассказать вам о том, что изменилось в работе нашей группы компаний, на рынке и у наших клиентов, а также просто поделиться своими наблюдениями о том, что произошло за это время вокруг.

Я работаю управляющим партнером в группе digital-компаний. И расскажу про три самых важных аспекта нашей работы, про которые за последние несколько недель спрашивали чаще всего: что с офисами и сотрудниками, что с продажами, и как вы работаете.

Что сейчас происходит?

Начну с вопроса "как вы работаете", потому что ответ на него самый короткий - для нас принципиально ничего не поменялось. Мы компания, которая занимается веб-разработкой, маркетингом и автоматизацией бизнесов. Удаленная работа для нас не является нормой (я еще раз смог убедиться в том, что работа в офисе значительно эффективнее, чем дома), однако мы спокойно перешли на формат, когда все работают из дома. Все процессы отлажены, сотрудники знают, что и как делать, просто коммуникации переехали из офисов в скайп, Zoom и видеочаты Битрикс24. Эта система внедрена у нас так давно, что мы уже не представляем свою работу без портала. И сейчас все это позволяет практически не терять в эффективности.

Единственная проблема, которая пока не решена - значительно замедлился обмен бумажными документами, так как электронного документооборота нет и не планируется его внедрять (но эта история достойна отдельного поста).

А что с продажами?

У нас несколько разных направлений, которые чувствуют себя по-разному. Разработка, поддержка и все, что с этим связано, остались пока на прежнем уровне - даже слегка подросли. Это связано с тем, что наши клиенты это крупные компании, которые не останавливают свои работы даже в кризис - планы согласованы на год или даже дольше, сервисы и проекты запускать нужно вне зависимости от того, что происходит вокруг. Плюс клиентам тоже требуется оперативно реагировать на изменения на рынке, что неизбежно приводит к изменениям на их сайтах.

Хуже себя чувствует маркетинговые направления - часть клиентов, которые были на стадии подписания и запуска проектов отложили эти запуски. Часть, особенно которая была сильно завязана на оффлайн-активности, либо полностью приостановили свою деятельность, либо значительно ее снизили, что, конечно, сказалось и на нас. При этом у нас почти не было клиентов из HoReCa, но много клиентов из непродуктового ритейла, застройщиков, автосалонов и различных сервисов, которых задело и довольно сильно. Сейчас именно на маркетинг направлено большое количество внутренних усилий, чтобы компенсировать падение, будем рассказывать о них по мере запуска.

Еще одно наше направление - автоматизации и внедрения Битрикс24 - чувствует себя прекрасно. Там небольшой плановый рост и пока не ожидается спада. Более того, это одно из направлений, по которому мы ожидаем довольно значительного роста в ближайшие несколько месяцев. Когда компании выйдут на нормальный режим работы и смогут наконец уделить время автоматизации процессов уже никого не надо будет убеждать в том, что это крайне необходимая мера.

В целом, конечно мы чувствуем падение спроса и покупательской способности. Уже сейчас понятно, что даже после снятия ограничительных мер, привычная жизнь не вернется на прежнее русло быстро, если вообще вернется. Однако надо понимать, что с точки зрения экономики, банкротство одного конкретного локального бизнеса и последующая замена его похожим другим - не такая уж и большая проблема, поэтому с высокой долей вероятности на смену упавшим в своих сегментам компаниям придут другие. Лично я не верю, что после всего люди перестанут открывать кафе, салоны красоты и фитнесс-центры. Но названия на вывесках поменяются, что, конечно, является трагедией для тех предпринимателей, которые не смогут пережить текущее падение.

Для тех же предпринимателей, которые продолжают бороться, мы, совместно с нашими друзьями и партнерами, запустили инициативу, где стараемся предложить посильную помощь пострадавшим предпринимателям бесплатно или по бартеру. Такие проекты сейчас уже идут в нескольких направлениях, и можно будет рассказать о них в ближайшее время.

Сокращения людей и экономия на аренде

Если говорить про сокращения, то пока их нет - следуя советам президента мы не только не планируем пока никого увольнять, но даже в растущие направления выводим новых ребят.

Однако в падающих направления (в частности в маркетинге), были проведены оптимизации заработных плат, например, отказались от премий и бонусов. В целом, работа компании оптимизируется, позволяя сохранять высокий работоспособный режим, и команда показывает хороший результат. Пользуясь случаем хочется сказать коллегам большое спасибо за то, что они делают в текущих условиях!

Если же говорить про офисы, то, поскольку компания присутствует в трех регионах России: Москва, Санкт-Петербурге и в Уфе, то и ситуация везде разная. Так, в Уфе мы арендуем помещение у правительства Республики Башкирия (для которой, кстати, тоже запустили проект помощи предпринимателям ВместеРБ). Республика еще в начале апреля приняла решение о закрытии нашего бизнес-центра, и об отмене арендной платы за апрель. По имеющейся у нас информации на ближайшие несколько месяцев аренду также планируют отменить, но пока и сам офис нам не доступен.

В Санкт-Петербурге после тяжелых переговоров удалось получить скидки в размере 50% на апрельский платеж. Майский пока планируется платить в полном объеме, видимо будем обсуждать чуть позже. Скидка на аренду в Москве пока также под вопросом, хотя запрос на нее отправлен довольно давно, но окончательного решения пока нет.

Выводы и прогнозы

На данный момент, мы только на пороге значительного снижения экономической активности. Это значит, что, скорее всего, в значительной мере мы его почувствует чуть позже, чем уже пострадавшие отрасли. И это дает возможность нам хорошо к нему подготовиться, чем мы сейчас и занимаемся. Однако мы хотим помогать тем, кто пострадал уже сейчас, как коллегам, так и клиентам. Сильно пострадавшим коллегам предлагаем обращаться к нам - у команды руководителей есть понимание, как вам сохранить основную часть команды, как сохранить доходность вашего бизнеса или как его вообще не закрыть.

Будьте здоровы и сил всем нам!