Скрипт интервью с директором студии иностранных языков Present Simple
- Олеся, родители ваших учеников, наверняка, делятся впечатлениями о переходе на дистанционное обучение в российских школах. Скажите, как они реагируют на это новшество?
- Бурно. Взрослые и так оказались в незавидном положении. Кругом сплошной стресс: вирус, кризис, карантин. Многие уже столкнулись с финансовыми проблемами. Далеко не все способны долго переносить такой градус напряжения. А тут еще вся ответственность за обучение детей легла на плечи родителей. Однозначно, закрытие школ вызвано необходимостью, но я пока не встречала ни одного человека, который с радостью принял бы эти перемены.
- С родителями все более или менее понятно. А что дети говорят?
- Дети есть дети. Многих гораздо больше волнует, что нельзя тусоваться с друзьями. Они, хоть и ориентируются в интернете зачастую лучше преподавателей, привыкли воспринимать его скорее как источник развлечений. Им непросто перестроиться. Онлайн-уроки, мне кажется, пока еще не воспринимают всерьез. Отсюда столько курьезных случаев, когда нерадивые ученики засыпают прямо перед включенной камерой и все в этом роде. По сети уже гуляет куча мемов. Не завидую тем, кто готовится к ЕГЭ. Они-то как раз понимают всю серьезность положения и понятия не имеют, что их ждет.
- Что им посоветуете?
- Продолжать готовиться в прежнем режиме с преподавателем, которому доверяешь. Вместе с ним быстро реагировать на любые изменения и адаптировать программу подготовки к новым условиям. Я бы и тем, кто планировал сдавать ОГЭ, не рекомендовала особенно расслабляться, хоть экзамены по выбору и отменили на этот год. Никто не знает, как будет выглядеть наша система образования в 2021м. Лучший рецепт успеха, который подходит для любого экзамена, знать язык. Тогда, как бы ни выглядело финальное испытание, есть все шансы на успех.
- А что посоветуете родителям будущих выпускников? Они ведь тоже волнуются не на шутку.
- Сохранять спокойствие и поддерживать детей. Уровень тревожности в обществе сейчас зашкаливает, а подростки к таким вещам особенно восприимчивы. Они уже понимают, что вокруг творится что-то неладное, но еще никак не могут на это влиять. А еще мне очень нравится один совет, который Людмила Петрановская (один из лучших психологов России) часто дает взрослым. Помните, что вы родили своих детей не для того, чтобы они сдали ЕГЭ. В сложившейся ситуации главное все же сохранить эмоциональное и физическое здоровье. Остальное второстепенно.
- Ситуация в нашем регионе как-то отличается от той, что сложилась в столице?
- Школы оказались не готовы к переходу на онлайн формат, это очевидно. В Москве, естественно, больше самых разных ресурсов. Они хотя бы смогли обеспечить техническую возможность проводить уроки удаленно. Насколько это эффективно? Трудно сказать. Внимание детей в онлайне удержать вдвойне сложнее, особенно, если мы говорим про младших школьников. Я слышу множество нареканий, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Учителя, кстати, страдают едва ли не больше всех, об этом стоило бы говорить больше.
- Поясните.
- Все довольно просто. Министерство сверху спускает приказ в двухнедельный срок всем перейти на дистанционное обучение. Есть сроки, есть требования, есть задачи. Возможности их реализовать… часто нет. Крайними, как всегда, оказываются учителя. Помимо того, что они теперь выполняют двойной-тройной объем работы, на них еще и давят сверху, подгоняют, поторапливают. С другой стороны кучу претензий предъявляют родители. Для них учитель, по сути, единственный представитель сферы образования, с которым они в прямом контакте. Они не пойдут разбираться в министерство, даже директору не станут задавать вопросы. Отхватит, как обычно, моя любимая мариванна.
- Это предположения или вы основываетесь на реальном опыте?
- Второе, к сожалению. Я много общаюсь с коллегами. Преподавательское сообщество в последние годы в России стало очень дружным и активным. Это главное реальное достижение отечественного образования, как мне видится. И вот на первой (установочной) неделе мне позвонила сначала одна знакомая, учитель начальных классов, потом вторая, из среднего звена. Обе они со слезами жаловались, что реализовать такие грандиозные изменениями за десять-пятнадцать дней просто невозможно. Кроме того, личные границы, который в нашей профессиональной сфере и так довольно размыты, стираются окончательно. Родители паникуют и засылают их вопросами во всех соцсетях и коммуникаторах. Дети путаются, шлют домашки туда же, плюс еще на электронную почту, вместо того, чтобы выкладывать их на электронном кошмаре. И в этом хаосе нужно сохранять спокойствие и вести эффективный учебный процесс. Как думаете, реально это?
- Вас лично как-то коснулись все эти события?
- Конечно. Моя старшая дочь учится в четвертом классе обычной рязанской школы. Нам повезло с классным руководителем. Это женщина с огромным опытом. Ей приходится очень нелегко, но я вижу, что она делает все возможное, чтобы увлечь и мотивировать детей в такой неординарной ситуации. Однако, прочитать параграф и погуглить, если что-то не понял, это все же не тот формат обучения, которого я желала бы для своих детей. Если честно, я не возлагаю на остаток учебного года особенных надежд и верю, что в сентябре мы вернемся к привычному распорядку. В сфере образования и без того полно проблем, которые давно уже требуют решения.