Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Проект «сверхмалой» признать вредительским (военно-судебный архив)

Немецкая мини-подлодка типа "Зеехунд".
Немецкая мини-подлодка типа "Зеехунд".

Среди целого ряда объективных причин, по которым советский подводный флот не проявил себя в полной мере в годы Великой Отечественной войны, особняком стоит тема, которая долгие годы была запретной. Сегодня мы знаем, что большинство талантливых конструкторов и судостроителей – а не отдельные или некоторые – были уничтожены или заключены в лагеря и тюремные «шарашки».

Аресты сопровождали их с первых лет советской власти. В 1918 году – это А.Н. Щеглов, М.Н. Беклемишев и другие.

В конце 20-х годов сильнейший удар был нанесен по морским инженерам, участвовавшим в проектировании и постройке первых советских подлодок типа «Декабрист». Так, из ныне знаменитого на весь мир конструкторское бюро «Рубин» (оно начиналось с Технического бюро № 4, затем – ЦКБ-18) были подвергнуты репрессиям его руководитель Б.М. Малинин и проектировавшие вместе с ним эти подлодки Э.Э. Крюгер, С.А. Базилевский, а также причастные к их созданию – технический директор Балтийского завода В.К. Скорчелетти, военморы-подводники Н.А. Зарубин, А.Н. Гарсоев и др.

В трагические 30-е жертвами репрессий стали конструкторы практически всех типов советских подлодок. Большинство из них коллегия ОГПУ приговорила к высшей мере, замененной на 10 лет лагерей, а затем направила в тюремную «шарашку». Но значительное число конструкторов и инженеров было расстреляно. Среди них – К.И. Руберовский, один из основателей советского подводного флота, и С.Г. Турков, конструировавший подлодки типа «С» (Средняя). Проекты последнего дорабатывал его друг В.Н. Перегудов (создатель первых атомных субмарин), которого выпустили на свободу через год после ареста.

Среди разработчиков «сверхмалых» подлодок были репрессированы и расстреляны В.И. Бекаури, К.В. Старчик, Ф.В. Щукин и др. По этой причине ни один из проектов «сверхмалых» подлодок, предназначенных для проведения специальных операций (разведки, диверсий и др.), не был до конца реализован. Между тем, другими странами «сверхмалые» подлодки в годы войны применялись довольно активно и успешно. Известно, например, что в сентябре 1943 года английскими мини-субмаринами класса «Х» был атакован и серьезно поврежден фашистский линкор «Тирпиц». А немецкие «Зеехунды» за четыре с лишним месяца (с января по май 1945 года) потопили девять судов союзников.

Наш дальнейший рассказ еще об одном репрессированном конструкторе сверхмалых (карликовых) подлодок. Это Валериан Людомирович Бжезинский.

В.Л. Бжезинский
В.Л. Бжезинский

Бжезинский родился 20 октября 1894 года в семье железнодорожного служащего. В 1917 году закончил Морское инженерное училище в Кронштадте и получил назначение в штаб флотилии Северного Ледовитого океана – инженером-механиком на крейсер «Аскольд». Потом был направлен служить в Волжско-Каспийскую флотилию, где за годы гражданской войны не только вырос по службе до командира Астраханского военного порта, но и не раз сумел проявить свою конструкторскую сметку. Воевал геройски. Дважды был ранен. В 1922 году награжден орденом Красного Знамени.

После Гражданской войны Бжезинский сформировал первое советское военно-морское инженерное училище, а в 1925 году был назначен помощником начальника Морских сил РККА, затем стал помощником председателя секции Научно-технического комитета ВМФ.

В 1934-1935 годах под руководством Бжезинского, возглавлявшего конструкторское бюро "ЦКБС-1", было разработано несколько проектов сверхмалой подводной лодки, в том числе проект ныряющего под воду торпедного катера «Блоха», который предполагалось разместить на тяжелом крейсере («проект 69», типа «Кронштадт»)[1].

Весь 1937 год конструкторское бюро сотрясали аресты. Капитан 1 ранга В.Л. Бжезинский был арестован 19 октября, заочно приговорен к 10 годам лагерей и направлен в «шарашку», где продолжил заниматься реализацией идеи карликовых ПЛ. В 1939 году по его проекту началась постройка экспериментальной сверхмалой подводной лодки «М-400» с единым двигателем, работающим по замкнутому циклу[2], во­до­из­ме­щением (над­водное/подводное) 33/74 тонн. В годы артобстрелами «М-400» была повреждена, и ее дальнейшее строительство прекратили.

Проект-рисунок сверхмалой ПЛ "М-400".
Проект-рисунок сверхмалой ПЛ "М-400".

Летом 1940 года продолжавшему работать в «шарашке» Бжезинскому объявили приговор Военной коллегии от 31 мая того же года, согласно которому он был заочно приговорен к 10 годам заключения, с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет. Его «вина» была расписана подробно: «вредительски проектировал опытные и серийные тральщики, миноносцы и крейсера, …занижал скорость тральщиков, уменьшал толщину бронирования крейсера, …поддерживал шпионскую связь с польской разведкой, …был завербован итальянской разведкой»[3].

По отбытии наказания Бжезинский по постановлению Особого совещания при МГБ СССР от 6 августа 1949 года был направлен в ссылку на поселение.

Указанное постановление было отменено 31 января 1953 года, а заочный приговор - 1 октября 1955 года.

В определении Военной коллегии указано: «Из материалов дела усматривается, что в процессе предварительного следствия Бжезинский обвинение в принадлежности к контрреволюционной организации, шпионаже и вредительстве категорически отрицал…

Дело рассмотрено с грубым нарушением закона, обвинительный приговор по делу состоялся без проведения судебного следствия…»[4].

[1] Различные модификации «Блохи» имели водоизмещение (надводное) от 30 до 52 тонн, два бортовых торпедных аппарата 450-мм калибра, пулемет, проектную скорость надводного хода – 30-35 узлов и подводного – до 10 узлов. Команда включала 3 подводника.

[2]Строившиеся до войны подводные лодки в надводном положении двигались на дизелях, а для подводного хода использовались электродвигатели, что отрицательно сказывалось на их боевых возможностях и требовало периодических всплытий.

[3] Надзорное производство Главной военной прокуратуры №3001-37 по делу В.Л. Бжезинского и др.

[4]Надзорное производство Военной коллегии № 4н-012125-55 по делу В.Л. Бжезинского.