Корпорация «Эталон» уже известна как производитель электротранспорта, освоив производство троллейбусов «Барвинок» Т121. А с 2018 года корпорация ведет работу над проектированием трамвайного вагона под индексом TR3100, который планируют выпускать на Черниговском автозаводе. Конструкция трамвайного вагона TR3100 разрабатывалась конструкторским подразделением корпорации «Эталон» во Львове – НИИ Автомобилестроения ООО «Черниговский автозавод». В конце 2019 года корпорация познакомила общественность с проектом нового трамвая.
Трамвайное направление будет новым в деятельности Черниговского автозавода. При этом в задачу предприятия будет входить не только изготовление новых комплектных вагонов, но и производство кузовов для проведения капитально-восстановительного ремонта с заменой кузова.
По состоянию на конец 2019 года был изготовлен каркас первого вагона и прорабатывались вопросы по электронной начинке трамвая, при этом вопросы механической части уже были решены. При сборке первого вагона планировалось использовать тележки от трамвайного вагона Т-3, прошедшие капитально-восстановительный ремонт. В дальнейшем также планируется использовать восстановленные тележки от старых вагонов, поскольку по мнению руководителя Черниговского автозавода Валерия Купцова, освоение производства новых тележек дорого и существенно увеличит себестоимость трамвайного вагона. Таким образом, заказчики получат практически новый трамвай с оригинальным кузовом, новым электрооборудованием и старыми тележками, которые не только будут отремонтированы, но и модернизированы. Со временем благодаря идентичной конструкции шкворневой балки возможна сборка полностью новых вагонов с использованием тележек, произведенных компанией «Татра-Юг». В перспективе возможна и разработка одиночного низкопольного вагона с поворотными тележками по типу вагонов «EVO» чешского производства.
Трамвайный вагон будет с частично низким уровнем пола, с низкопольной вставкой в центральной части вагона и долей низкого пола 35 %. При конструировании кузова использован более чем двадцатилетней опыт, накопленный львовскими конструкторами автобусов при проектировании низкопольного общественного транспорта. Длина кузова вагона составит порядка 15,8 метров. Для того, чтобы трамвайный вагон вписывался в допустимые габариты, передняя и задняя часть вагона будут иметь скосы (аналогично конструкции вагонов Т-6В5). Вагон будет иметь четыре двери, из которых передняя и задняя одностворчатые, а средние — двухстворчатые. Такая компоновка, по сути, является продолжением традиции, заложенной вагоностроителями из Усть-Катава в модели 71-608. Возможно львовские конструктора перед созданием своего вагона изучали опыт усть-катавских вагоностроителей, поскольку в свое время во Львов на изучение поступил трамвай модели 71-623, планы на производство которых существовали на почившем в бозе заводе ЛАЗ.
Разработаны два варианта компоновки салона. Первый вариант предусматривает установку в высокопольных площадках салона пассажирских сидений по схеме 2 + 2, общее количество сидений для пассажиров – 44 и одно место для инвалида-колясочника. Второй вариант предусматривает установку в высокопольных частях салона сидений по схеме 2 + 1, и общее количество сидений в салоне 34 и одно место для инвалида-колясочника.
Электрическое оборудование трамвайного вагона TR3100 будет размещено на крыше. В 2019 году корпорация «Эталон» проводила переговоры о поставках электрического оборудования для троллейбусов, электробусов и трамваев с рядом ведущих поставщиков из Европы, Китая и Украины. В частности, в конструкции новых трамваев от корпорации «Эталон» может использоваться новейшая разработка ЧАО «Запорожский электроаппаратный завод» – тяговой электропривод КПТТ-6, который может работать как с двигателями постоянного тока, так и с асинхронными двигателями.
Планировалось завершить сборку первого кузова весной 2020 года, ждем новостей.
Канал «ПАНТОГРАФ». Автор иллюстраций Юрий Гоголев, иллюстрации из свободного доступа сети «Интернет.
Другие материалы канала по теме транспорта:
Роскосмос может не только спутники запускать, но и трамваи строить
Отечественные новинки. Трамвай 71-411, единственный узкоколейный
Служебный трамвай ТС-49М в Коломне