Найти тему
Политус

Россия ликвидирует индустрию по отмыванию денег на Кипре

Прошло уже почти три недели с тех пор, как президент Владимир Путин объявил о новом 15 % налоге на вывоз денежных средств из России в зарубежные убежища, как способе воспрепятствованию уклонению от уплаты налогов.

Многих владельцев иностранных счетов особенно напрягли слова российского главы о том, что если зарубежные партнеры откажутся вносить изменения в соответствующие межгосударственные договоры о двойном налогообложении, то Россия в одностороннем порядке выйдет из этих договоров.

Далее Путин обозначил направление работы для реализации политики деофшоризации: "Начнем со стран, которые привлекают значительные ресурсы из России, что является очень чувствительным вопросом для нашей страны".

Чуть позже премьер-министр Михаил Мишустин объяснил, что целью фискального маневра является финансовая офшорная зона Кипра. Он также указал, что правительство Кипра уже уведомлено о планируемых изменениях в соглашении об избежании двойного налогообложения.

Тогда иностранные аналитики заявили, что обуздание финансового оттока из России на кипрские банковские счета являлось высокоприоритетным шагом. но не последним. В условиях углубляющейся рецессии все правительства ограничивают бегство капитала из своих стран, а Кипр принимает подавляющий объем финансов из России.

Киприоты называют меры Путина смертельно опасными для кипрских бухгалтеров и юридических фирм. Банковский служащий из Лимасола считает операции с деньгами из России их самым большим бизнесом. В новых финансовых условиях на Кипре будут обитать только самые опасные российские преступники или беглецы, опасающиеся возвращения.

Правительственные чиновники Кипра не делали никаких резких заявлений, решив не усугублять ситуацию, поскольку в прошлом году под давлением США сами в одностороннем порядке пошли на ограничение российско-кипрских отношений.

И это несмотря на то, что в период с 2010 по 2019 годы, на Кипр из России согласно данным ЦБ утекло почти $ 273 млрд.

Этот финансовый отток на Кипр гарантировал владельцам денег уклонение от уплаты российских налогов и дальнейшее транзитное перемещения денег в убежища с нулевым налогообложением. В этой части Кипр значительно опережает Британские Виргинские острова и Швейцарию.

Вместе с тем, за тот же период времени россияне возвратили из Кипра в Россию около $ 64 млрд; что меньше объема денег, реинвестированных россиянами из Нидерландов - $ 74,5 млрд.

Однако, как и предполагалось, кипрские офшоры - только самое начало. Следующие ограничения предположительно коснутся других "сладких финансовых зон", таких как Нидерланды, Люксембург, Сингапур, Мальта и Швейцария.

Вместе с тем, некоторые киприоты полагают российские ограничения как экономическим, так и политическим шагом. По сравнению с отношением к Италии и Сербии, российское внимание к Кипру, а также Греции отошло на третий план, пока эти страны не изменят свою политическую ориентацию в сторону Москвы.

Москва считает, что Никосия намеревается исполнять антироссийские требования Вашингтона не только в финансовом плане, но и может запретить российским военным кораблям посещать кипрские порты, а также начать преследование всех островных СМИ, пропагандирующих "прокремлевские взгляды".

Несмотря на то, что подписание этого двустороннего американо-кипрского договора (с конфиденциальными положениями) перенесено с января на конец апреля, Россия сработала на упреждение, показав новым введенным налогом киприотам свое отношение к нему.

Директор ведущей фирмы Navigator Consulting по финансовому консультированию на Кипре Филип Аммерман признает, что "15 %-ный налог на дивиденды снижает привлекательность Кипра в качестве налоговой юрисдикции для компаний, чья прибыль уходит из России в Кипр".

Однако правительство России будет облагать налогами и кипрские выплаты по дивидендам, которые считаются Москвой одной из форм отчуждения капитала.

Россия установила Кипру срок рассмотрения своего финансового ультиматума до 15 июня 2020 года.

Российские эксперты в Москве воспринимают новые меры как кульминацию процесса деофшоризации и началом ликвидации лазеек, которые Путин терпел до прошлого месяца.

Они также считают кипрское направление началом более широких действий - остановить схемы налоговой оптимизации и мошенничества, раскрытые в российских, британских и американских судах.

Такие холдинговые компании получают дивиденды, накапливая их в разных юрисдикциях. Это может быть холдинговая компания, в которую входит предприятие, расположенное в России, Украине или где-нибудь еще либо. Если Россия будет взимать налоги с происхождения средств, то российским компаниям станет бессмысленно пастись в офшорных отстойниках.

При таких обстоятельствах прогнозируется резкое снижение всех российских доходов на Кипре и, как следствие, уменьшение кипрской экономики. На данный момент сфера финансовых услуг занимает по объему оборота второе место после туризма.

После того, как поставщики услуг потеряют клиентов, в кипрской экономике произойдет крупный невосполнимый финансовый провал.

Одновременно для российских инвесторов утрачивает смысл и привлекательность за дорого приобретать местное гражданство, что является третьей по величине статьей денежных поступлений Кипра.

Источник