«Почему я должен убивать этих еретиков-гугенотов, все преступление которых состоит в том, что они поют на французском псалмы, которые мы поем на латыни?» (к/ф «Д`Артаньян и Три мушкетера», Портос)
Внимание! В этой статье мы не будем углубляться в историю раннего христианства, нарочно обойдем стороной протестантизм в России, не будем поднимать темы сект и почти ничего не скажем о ходе религиозных войн. Иначе до конца не дойдем никогда.
Что и зачем
«Протестантство» — это, как можно догадаться, от слова «протест». В середине XVI века главной силой, с которой нужно было бороться, выступала католическая церковь (правда, название появилось совсем иначе, но об этом потом).
К этому моменту именно Церковь (а вовсе не короли) правила Европой. Папе подчинялись монархи, Церковь владела огромными богатствами, контролировала образование, способствовала свержению или возвышению королей. При этом как институт, она уже потеряла первоначальную строгость и четкость — на местах кюре иногда не знали текста Священного Писания, аббаты занимались распутством, епископы — приумножением богатств, кардиналы — интригами. Вместе с тем на поток встал институт продажи индульгенций — отпущения грехов. В умах обывателей постепенно складывалось убеждение, что спасение души можно купить не страданиями и не почитанием Бога, а деньгами, которые уходят в Папский карман.
Недовольных было много. На Пап писали памфлеты, их осуждала образованная молодежь, но систему изменить никто не решался.
И вот тогда возникло протестантство — сила, которая противопоставляла себя католической церкви с ее злоупотреблениями и желала вернуть христианству его изначальный дух.
Здесь остановитесь и обратите внимание на последние слова: «вернуть изначальный дух». Не придумать новую веру, не отказаться от Библии или вообще от христианства, а наоборот, вернуться к истокам.
Лютер и его 95
Самым ярким выступлением, ознаменовавшим рождение протестантства, стали «95 тезисов» Мартина Лютера. Доктор богословии, монах-августинец, он стал вождем протестантизма в Германии. Его 95 тезисов сводятся к следующему:
+ индульгенция не может отпустить смертный грех;
+ отпущения греха недостаточно — его необходимо искупать всю жизнь;
+ власть Папы бесспорна и священна;
+ власть Папы помогает спасению душ в Чистилище;
+ не нужно и даже опасно трактовать Священное Писание, поскольку оно изначально истинно, благословенно;
+ слава, в том числе слава Церкви и человеческого разума, препятствует достижению Спасения;
+ дела, даже добрые, совершаемые не во славу Бога, не праведны и не угодны ему.
Тезисы Лютера, как и его выступления и публикации, вызвали резкую критику в Риме, хотя (опять-таки, остановитесь и обратите на это внимание) он не критиковал Папу и не был против него — только против порядков церкви и злоупотребления священнослужителей.
Позднее его программа реформ стала более широкой: Германии нужно было освободиться от всякой власти Папы, отменить священство, монашество церковное землевладение, мессу и поклонение иконам. Кроме того, Лютер считал необходимым свободный доступ к Библии — в католицизме она была написана на латыни и не имела перевода на народные языки. Также Лютер призывал ограничить список таинств двумя: крещением и причастием, поскольку только о них прямо говорится в Евангелие.
Лютера отлучили от церкви, он собрал вокруг себя сочувствующее общество, заручился поддержкой и одобрением курфюста саксонского Фридриха III. Волна протестантизма покатилась по Германии, курфюсты поддерживали движение, то и дело проходили погромы церквей и конфискация церковного имущества, иконы уничтожались. Пасторы больше не одобрялись Римом, а выбирались курфюстами. Их главной задачей стала проповедь.
Что же делал Император Священной Римской Империи (подданными которого были все эти курфюсты) в это время?
Карл V занимался значительно более важным делом, чем поддержание мира на своих землях — он воевал за чужие земли (а именно — за Бургундское и Миланское герцогство) с французским королем Франциском I, надо сказать, весьма удачно. Правда, он огласил Вормский эдикт, признававший Мартина Лютера и его последователей еретиками и преступниками и заставил Лютера на несколько лет закрыться в надежном убежище, но остановить движением не сумел.
Кстати, курфюсты и князья, протестовавшие против Вормского эдикта, и дали официальное название движению «протестантства».
Распространение лютеранства беспокоило и Карла, и Рим, их влияние все росло, и начались военные действия. Они приостановились ненадолго, когда Карлу понадобились силы для других войн и он разрешил исповедовать (но не проповедовать) протестантство, но мир не продержался и десяти лет.
Протестантство уже охватило половину Европы.
На XIX Вселенском соборе католической церкви (мы знает его теперь как Тридентский собор) Папа, кардиналы, епископы и другие постановили считать протестантство учением, несущим погибель, объявили всех протестантов еретиками и решили дать им решительный отпор.
К слову, решительный отпор им давали на протяжении еще века (Собор прошел в 1545 году, а религиозные войны длились как минимум до 1640-х).
Не Лютером единым
Немногим позже Лютера в Швейцарии действовало протестантское движение под предводительством Жана Кальвина. Несмотря на то, что мы объединяем учения Кальвина и Лютера в единое понятие «протестантство», идеология Кальвина отличалась от лютеровской решительно.
Лютер предлагал убрать лишнее, наносное с христианства, убрать то, что прямо противоречит Библии, тогда как Кальвин стремился выжечь из него всю заразу каленым железом.
Кальвин настаивал на суверенитете Бога: его власть абсолютна, не требует поддержки авторитетов и посредников (в том числе и Папы Римского). Единственный источник божественного слова — Библия, все прочие книги, соборы, постановления созданы людьми и ошибочны. Кальвин убрал из своего варианта протестантства монашество, объясняя это тем, что Бог создал людей, чтобы они плодились и размножались. При этом праздность, нарядная одежда, богохульство и прелюбодеяние карались жестоко, вплоть до смертной казни.
С лютеранами кальвинисты разошлись и в вопросах строгости, и в чисто теологических (например, в том, как понимать таинство причастия). Но в основном, конечно, разногласия были более существенными: кальвинисты считали, что человек не может определить меру своего или чужого спасения, он может только верить в него, подкрепляя веру делами.
Идеал протестанта с этой точки зрения — семейный, трудолюбивый, скромный человек, который не стыдиться увеличивать свои богатства, но только праведными делами. Молится он усердно, но не проводит все дни напролет в молитве, забывая о труде. Детей воспитывает строго, уберегая от порока.
Церковь Кальвина и его последователей получила название «реформаторской». Последователи Кальвина обосновались во Франции, их община стала известна как «гугеноты».
Кстати, я проявлю огромную выдержку, ни слова не сказав о том, как именно кардинал Ришелье повлиял на положение французских гугенотов.
Протестантство шагало по Европе, встречая то ликование, то вооруженный отпор, а тем временем в Англии король Генрих VIII отчаянно желал развестись с бесплодной женой (по официальной версии) и избавиться от тягостного контроля Рима (по неофициальной). Решение было выбрано простое и изящное — чтобы не зависеть от католической церкви, только и нужно, что организовать собственную.
Король был провозглашен «верховным главой Английской Церкви», несогласные — казнены, католической церкви выставили штраф на баснословную сумму. Церковь платить отказалась, и Генрих закрыл монастыри, реквизировал их земли и богатства «в счет уплаты долга».
В сущности, церковь Англии оставалась католической по форме и обрядам, но подчинялась теперь напрямую королю, а не Риму. Библия была переведена на английский, пожалуй, это было единственное существенное изменение, сделанное при жизни Генриха VIII.
После его смерти ситуация осложнилась.
Так как рассказывать подробно о религиозных войнах в рамках этой статьи я точно не успею, поставим отметку на будущее — вернуться когда-нибудь к вопросам войны протестантской и католической церквей. А пока просто отмечу, что еще на протяжении ста лет смена власти в Англии выглядела примерно так:
Король (королева)-католик приходит к власти, повсюду жгут и вешают протестантов. Следом на трон восходит король (королева)-протестант, повсюду жгут и вешают католиков.
Мягкая англиканская церковь не устраивала протестантов, веровавших в учения Кальвина.
Протестанты требовали отказаться от мессы, заменив ее на проповеди, убрать епископов, лишить церкви украшений, упростить обряды. Это движение называлось «пуританством». Фанатично преданные делу, аскетичные, готовые к страданиям, пуритане стояли во главе буржуазной революции (той самой, во время которой Карлу I отрубили голову, а к власти пришел Оливер Кромвель), но после восстановления монархии были вынуждены бежать. Большинство пуритан способствовало английской колонизации Северной Америки.
В чистом остатке
После полутора веков войн, революций, казней и пыток католики и протестанты все-таки не договорились, но разошлись мирно, предоставив друг другу существовать в едином пространстве.
Во многих европейских странах протестантство отступило под натиском католической церкви, в других, напротив, укрепилось. Французские гугеноты в большинстве своем покинули Францию и обосновались в Новом Свете, на территории современных Штатов и Канады. Франция осталась католической до начала XX века, пока не приняла закон о секуляризме — согласно ему, она стала светской республикой, не финансирует и не поддерживает никакую церковь, не допускает молитвы на улицах и ношение религиозной символики в государственных школах.
В Германии установилась свобода вероисповедания, хотя большинство немцев остаются христианами (католиками или протестантами).
Англия продолжила формировать собственную, ни на что не похожую христианскую церковь. К XIX веку она сложилась полностью. Во многом идеалы строгости, скромности и трудолюбия британцы почерпнули у Кальвина. От него же — отсутствие главы церкви как такового. Документально Англиканскую церковь возглавляет монарх, но он скорее выступает гарантом соблюдения церковных законов, а не дает распоряжения. Глава Англиканского сообщество во всем мире — архиепископ Кентерберийский — также не имеет права руководить церковью, а является только выразителем общего мнения.
На этом я закончу, во всяком случае, пока. Возможно, если вам будет интересно, через некоторое время я вернусь к этой теме и расскажу о том, как шли религиозные войны, из-за чего Елизавета I и Мария Тюдор, всю жизнь враждовавшие, похоронены в одной гробнице.
Читайте также:
Славный был король. Памяти Генриха IV — история короля, который несколько раз побывал и католиком, и протестантом, и почти покончил с религиозными войнами во Франции.
#гугеноты #протестантство #времена мушкетеров #мартин лютер #религиозные войны