В некитайской историографии принято считать, что во времена династии Мин (1368-1644) Тибет оставался независимым от соседа, в то время как в самом Китае распространена обратная точка зрения.
В Тибете этот период связан в первую очередь с реформатором тибетского буддизма Дже (Чже) Цонкапой (Blo bzang grags pa, Je Tsonghapa), утверждавшим, что он получал наставления напрямую
от Будды Манджушри, которого мог видеть так же отчетливо, как и любого обычного человека.
Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Дже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднес Будде Шакьямуни хрустальные четки и взамен получил от него раковину. В буддизме раковина шанкха - символ первичного звука и плодородия.
Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения — Дхармы.
Вообще, с понятием "Дхарма" не все так просто. Само слово буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п. Управляет дхармой Дхармараджа Яма, бог смерти, родившийся из груди бога творения Брахмы.
Общий смысл такой: человек, развиваясь, продвигается по четырем ступеням вверх: сначала эта самая дхарма, потом артха (мирские материалистические заслуги), потом кама (чувственное удовлетворение), и, наконец, мокша, освобождение из "Колеса сансары" — круговорота рождения и смерти.
К понятию Колеса Сансары я вернусь, когда опишу наше паломничество к Кайласу.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима