Найти тему

Не бывает линий 110 киловатт!

кВ и кВт - это разные величины! кВ - киловольты, кВт - киловатты. Оказывается, далеко не все об этом знают. Разберём, что к чему.

Красивая линия. Не обижайте линию, не путайте её класс напряжения и передаваемую по ней мощность.
Красивая линия. Не обижайте линию, не путайте её класс напряжения и передаваемую по ней мощность.

Идею статьи мне предложил кто-то из читателей в комментариях, за что ему огромное спасибо. Но поначалу про данную тему подумала: "Да не, ерунда какая-то! Не могут так ошибаться". А вот могут, ещё как могут.

Вот несколько примеров, что поисковик выдал по соответствующему запросу:

-2

Ну что сказать, ему, поисковику, совершенно безразлично, какие наборы символов с какими картинками приводить в соответствие, вот и появляются "плотины ГРЭС" и "линии 110 кВт". Мне кажется, некоторые просветительские функции поисковым системам имело бы смысл добавить; нужно, нужно это, в перспективе, может, и придём к чему-то подобному.

Следующие картинки тоже на особую значительность не претендуют, подумаешь, технобложик какой-то и форум явно женский, но всё же. Просто показывает, что заблуждение существует.

-3
-4

А вот следующее уже серьёзнее. Это скрин из новости про отключение электроэнергии в Латвии этим летом. Это речь представителя энергетической компании, которой (представительке) абсолютно пофиг, мощности там или напряжения.

-5
Небольшое пояснение. Линии они и воздушные, и кабельные, ВЛ и КЛ. Просто к понятию "ЛЭП" у людей чаще привязан образ именно воздушных линий. Ну действительно, кабель в земле (или воде), его не видно.

Я сначала было подумала, что у них вот так интересно, отмечают типа номинальную мощность линий (хотя нет такой, мощность разная всё время, нагрузка-то меняется. Можно говорить про натуральную мощность линий, но тут это и не она тоже). И только со второго прочтения до меня дошло, что речь всё-таки о классах напряжения, но единицы измерения не те.

Где же у ЛЭП киловольты, а где киловатты?

В любой электроэнергетической системе применяются разные классы напряжений. Всё имеет под собой обоснование, можете почитать, например, почему для передачи электроэнергии нужно повышать напряжение. Поэтому чем дальше нам надо передать мощность, тем выше будет напряжение. А вот электроустановки и электроприборы, естественно, работают на малом напряжении (бытовое - 220 В, не кило- никакое, просто вольты).

И напряжения разделяют по классам. Это именно, что классы, а не фактические значения. Вот смотрите.

Есть у нас распределительные сети, это линии 6, 10, 35 кВ (киловольт!).

Линия 6-10 кВ с изолированными проводами. По внешнему виду про класс напряжения можно понять по количеству изоляторов. Для 6 и 10 кВ изолятор один, так что тут точнее не скажешь. Поэтому и получился такой обобщённо-сетевой класс: 6-10 кВ. Но работает оно, конечно, в классе 6 или в классе 10 кВ, но по виду не определить (можно на опоре посмотреть, если интересно, на столбах бетонных должны быть трафаретные надписи с информацией, правда, не на всех).
Линия 6-10 кВ с изолированными проводами. По внешнему виду про класс напряжения можно понять по количеству изоляторов. Для 6 и 10 кВ изолятор один, так что тут точнее не скажешь. Поэтому и получился такой обобщённо-сетевой класс: 6-10 кВ. Но работает оно, конечно, в классе 6 или в классе 10 кВ, но по виду не определить (можно на опоре посмотреть, если интересно, на столбах бетонных должны быть трафаретные надписи с информацией, правда, не на всех).
Линия 35 кВ, изолятора три. К слову, вот эти ёршики на траверсах - это противоптичные устройства, чтобы всякие цапли с аистами на опору не садились и на изоляторы не гадили, а то потом и птичка всё, и линия отключилась
Линия 35 кВ, изолятора три. К слову, вот эти ёршики на траверсах - это противоптичные устройства, чтобы всякие цапли с аистами на опору не садились и на изоляторы не гадили, а то потом и птичка всё, и линия отключилась

Вот возьмём, например, класс напряжения 35 кВ. Класс-то он и есть класс, а напряжение фактическое будет другим и будет колебаться. Скажем, в 9 утра измерения показывают 34,68 кВ, а в 14 часов того же дня 35,65 кВ.

110 кВ - это вообще распределительные сети, однако, фактически они оказываются в некотором пограничном положении. Линии 110 кВ могут быть и транзитными, связывающими энергосистемы, и тупиковыми, у которых в конце какая-нибудь хилая подстанция.

Магистральные сети - это линии и подстанции классов напряжения 220, 330, 500 и 750 кВ. Есть ещё одна уникальная линия класса 1150 кВ. Существует, работает, правда, сейчас она 500 кВ на том же оборудовании.

И если класс напряжения - это однозначная категория, в рамках которой и работает объект, то с мощностью всё гораздо вариативнее. По одной и той же линии может протекать, например, 7 МВт, в другом режиме - 9,5 МВт, а отключили её с одного конца - мощность 0 МВт, хотя напряжение на линии и осталось.

Есть понятие номинальной мощности линии. Это мощность, которую в основном, рабочем режиме, будет передавать ЛЭП. А могут сложиться и другие режимы, в ходе проектирования их тоже рассчитывают, смотрят, как и что будет происходить, чтобы правильно подобрать провода и другое оборудование.

Так что нельзя сказать "линия 110 кВт". Она 110 кВ, класс напряжения у неё такой, а вот какая там по ней мощность передаётся, неизвестно. Будьте, пожалуйста, технически грамотны, я верю в вас.

Всем тепла и света)))