«Каждый рабочий, каждая работница, каждый крестьянин, каждая крестьянка должны уметь стрелять из винтовки, револьвера или пулемета!» - такой призыв был опубликован в «Известиях ВЦИК» в марте 1918 года. В республике повеяло тотальной мобилизацией.
Товарищ! Ты должен владеть винтовкою как косою!
Впрочем, решение об обязательном военном обучении всех граждан советской России призывного возраста в то время, было, пожалуй, единственно верным. Территория подконтрольная советскому правительству сжималась как шагреневая кожа. С севера, востока и юга – экспедиционные корпуса Антанты, с запада – кайзер. Внутри – белая армия, белочехи, полыхающий казачий Дон и крестьянские бунты. Этой силе нужно было срочно противопоставить свою силу.
Мобилизация в Красную Армию граждан призывного возраста решало вопрос количественно, но не качественно. РККА остро нуждалась не просто в живой силе, а в обученном пополнении, которого катастрофически не хватало.
Призыв был услышан и уже в апреле 1918 года ВЦИК республики принимает Декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Согласно Декрету, для формирования мобилизационного резерва РККА, каждый трудящийся в возрасте от 18 до 40 лет должен был пройти курс военного обучения без отрыва от производства. Прошедшие обучение считались военнообязанными. Женщины и подростки до 17 лет проходили курс военного обучения добровольно. Возглавила эту работу вновь созданная организация Всевобуч (всеобщее военное обучение).
Движение охватило всю страну. Отделы Всевобуча создавались при окружных, губернских, городских, уездных и районных военных комиссариатах. К концу 1918 года было сформировано почти 5 тысяч заводских и сельских бюро Всевобуча, штаты которых насчитывали более 50 000 инструкторов.
Кстати, львиная доля инструкторов Всевобуча состояла из офицеров и унтеров старой царской армии. Думаю, что для большинства из них эта служба стала лебединой песней. Но именно эти люди обеспечили преемственность армейских традиций.
Для Всеобуча была разработана специальная 8-ми недельная программа подготовки объемом 96 часов, по два часа ежедневных занятий (в летний период) без отрыва от производства. Рабочим выдавались специальные удостоверения о прохождении обучения. В случае пропуска занятия без уважительной причины в первый раз, рабочий подвергался штрафу в 25 рублей, во второй – 50 рублей, а в третий – подвергался суду.
Программа обучения включала в себя – стрелковое и окопное дело, строевую подготовку, начальную тактическую подготовку, изучение устава гарнизонной службы и курс по оказанию первой медицинской помощи.
Первый опыт работы был признан успешным и Всевобуч очень быстро перешел от просто обучения к формированию резервных подразделений и полноценных воинских частей. Всего за период своей деятельности (1918-1923 годы) Всевобуч подготовил около 5 миллионов бойцов и более половины командного состава РККА.
По окончании войны, Всевобуч был упразднен и заменен военной учебой в Осоавиахиме, но уже на добровольной основе. Однако, опыт Всевобуча пришлось вспомнить во второй раз – в 1941 году.
С началом Великой Отечественной войны Государственный Комитет обороны СССР реанимирует хорошо зарекомендовавшую систему Всевобуча. Уже 17 сентября 1941 года ГКО издает приказ о всеобщей воинской подготовке граждан СССР, предусматривавший организацию по всей стране обязательной 110-часовой военной подготовки мужчин от 16 до 50 лет без отрыва от производства. Программа была дополнена курсом изучения русского языка для населения призывного возраста некоторых национальных республик. В Таджикистане, объем этого курса составлял 90 часов, а в Азербайджане – 150 часов. Всего в период 1941 – 1945 годов через Всевобуч прошло почти 10 млн. граждан Советского Союза.
Физкультура и спорт
Впрочем, Всеобуч внес огромный вклад не только в строительство вооруженных сил, но и в развитие массового физкультурного движения и спорта в СССР. Так, что все знаменитые парады физкультурников и физкультурниц на Красной площади организовывал Всевобуч. И не только.
Новобранцы РККА проходящие военное обучение должны были быть еще и физически крепкими. Именно поэтому в структуре Всевобуча появился Высший Совет по физкультурному развитию населения России. Возглавил Совет бывший нарком по военным делам республики Николай Подвойский, который так дальше и пошел по спортивной линии, став председателем Спортинтерна.
Первые международные соревнования, организованные Всевобучем, так называемая, Предолимпиада, состоявшиеся в июле 1920 года в Москве, стали альтернативой для советских спортсменов VII Олимпийским играм в Антверпене. Советские спортсмены в те годы не являлись членами международных спортивных организаций и поэтому не получили приглашение в Антверпен. Ну и политическая обстановка была соответствующей.