В данном случае я имею в виду не судей, а нас,- учителей.
На нас возложена миссия обучения, ответственность за нашу учительскую деятельность. Пусть это сказано громко, но это на самом деле так.
Очень важно правильно требовать.
Сейчас поясню: не придираться к пустякам, а «зрить в корень», как сказал Кузьма Прутков.
У нас в университете была преподаватель, которая приходила в бешенство от того, что студенты употребляют односложные понятия: «существительное», «прилагательное» «местоимение»…
Любой ответ с этими понятиями прерывался криком:
- Ответьте мне немедленно! (как будто речь шла о жизни и смерти). – У Вас имя есть?!
Скорость ответа на её вопрос зависел от быстроты реакции, привычки пугаться студента, от степени недоверчивости к окружающим (не подвох ли?).
Стрессоустойчивый студент мгновенно называл своё имя, а потом думал:
«А зачем оно ей?»
Иногда проходило несколько минут, прежде чем другой студент наконец-то сознавался, что у него действительно есть имя.
Преподаватель во время этих мучительных раздумий сверлила его глазами, то здесь, то там на её лицо вспыхивали пятна…
После допроса с пристрастием следовало торжествующе-злорадное:
- Вот видите! У Вас имя есть. Так извольте говорить «имя существительное», «имя числительное»…
Тот, кто уже знал эту её особенность, предупреждал других (студенческая солидарность), а те уже вставляли «имя» даже куда и не надо, один студент, например, со страху скороговоркой отрапортовал:
- «Имя глагол», «имя союз», «имя междометие»…
У врачей есть заповедь «не навреди».
Думаю, что такая заповедь должна быть и у учителей.
Как-то я по своей второй специальности художника работала учителем рисования. У меня были ученики с первого по третий класс.
Их учительницы (учителя младших классов) к моим урокам относились слишком серьёзно, чем бы хотелось: то есть они слишком рьяно поддерживали дисциплину на моих уроках, поминутно стуча карандашом по столу, делая страшный глаза, и свистящим шёпотом, плавно переходящим в крик предостерегали:
- Тихо! Тихо, я сказала!!! Анна Николаевна им объясняет! Они НИЧЕГО не понимают!!!
Учительницы мгновенно оказывались в разных концах класса, они с завидной скоростью подбегали к кому-нибудь из учеников, выхватывали из его ручонки карандаш и резко, решительно в его альбоме черкали какие-то только им самим понятные жирные линии, безжалостно и неисправимо портя детскую работу, при этом повторяя при каждом штрихе:
- Про-пор-ции!!! Ты слышал, что Анна Николаевна сказала? Про-пор-ции!..
Нам было хорошо без Тамар Васильевн и Любовей Петровн на пленере (на занятиях рисованием на природе).
Я садила ребят в автобус и везла за город, на «вольный выпас», который назывался важным французским словом пленер. Деревянная дощечка, которая был у каждого под мышкой, с прикреплёнными к ней кнопками листками бумаги тоже назывались важным словом – этюдник.
Детвора, как горох, высыпала из автобуса и тут же принималась радостно бегать по поляне кругами, повизгивая, как бегают маленькие козлятки или щенки. Любо было смотреть на эту буколическую картинку.
Как-то по телевизору я слышала выступление Виталия Соломина, он тогда сказал, что козлята, котята, щенки, дети, - все они похожи, одинаково резвятся и радуются жизни.
Это так и есть.
Было начало сентября – бабье лето. Природа милостиво дарила свою благодать: солнце отдавало тепло, деревья нарядились в свои самые красивые платья.
Я смотрела на раскрасневшиеся, радостные лица ребятишек и думала: «Вот оно – «пластилиновое тесто». Делай из него что хочешь! Научи их сейчас бить собак палками, убивать птиц, мучить кошек – вырастут садистами, преступниками, потом будут убивать не только животных, но и людей. Доказано, что все серийные убийцы начинали с животных. Знаменитый своими злодействами фашист Кох в детстве разными способами, мученически убивал кошек.
Я смотрела, щурясь от червонного золота солнца, на ребятишек и думала: «Научи их сегодня заботиться о котёнке или щеночке, завтра будут заботиться о людях – больных, стареньких – вырастут нормальными людьми, с ними всем будет хорошо…»…
Набегавшись, «отведя душу», ребятня садилась за работу.
И какие интересные получались работы! Сколько фантазии, творчества с детских сердцах, познающих мир!
Особенно легко усваивался ребятками постулат: «не бывает одинаковых листиков» (мы рисовали осенние листочки), природа настолько разнообразна, настолько многогранна, что нет у этой многогранности границ …
Потом ученики просили в классе рисовать то, что видели на пленере. И мы рисовали в разной манере и разными способами. Например, «по-мокрому»: сначала мочили листочек бумаги и тут же проводили по нему кисточкой с краской – мокрый дождь замочил деревья и кусты и т. д.
…На втором или на третьем уроке в классе я заметила мальчика на задней парте. У него не было ни альбома, ни карандаша, ни красок. Был только листочек бумаги в клеточку, их которого он отрывал маленькие квадратики и складывал из них фигурки наподобие маленьких птичек:
- А ты почему не рисуешь? Как тебя зовут?
Конец моего вопроса был заглушён мощным низко поставленным голосом Тамары Васильевны:
- Не спрашивайте его, Анна Николаевна! Это же Беклемышев! Он у нас дурак! – По классу зашелестел злорадный смешок соучеников. – Вот в марте комиссия будет – определят его в умственно-отсталую школу. Не обращайте на него внимание.
«Как так? Он же тоже ученик этого класса»…
Все мои попытки приобщить Беклемышева к урокам купировались Тамарой Васильевной. В конце концов она стала раздражаться:
- Зачем вам его имя? Я же вам сказала, – это БЕКЛЕМЫШЕВ! Он - ДУРАК!
…Не буду говорить, сколько усилий стоило добиться справедливости.
Казалось, что дело идёт к победе. Но в марте, во время опроса Беклемышева Серёжи на комиссии, он меня подвёл.
Члены комиссии – все дородные дамы из ГорОНО, все в кримпленовых костюмах одинакового фасона, с мелкими стеклянными пуговками через всё мешковатое тело, с неизменной «химией» на головах, одна за другой засыпали на Серёжу вопросами. И он успешно парировал им всем.
Я уже готова была бить в ладоши, но тут очередь дошла до дамы, которая поминутно громко сморкалась в огромный платок, больше напоминающий портянку, а после этого очень внимательно рассматривала – что такое она высморкала? Эта дама, на Серёжину беду, прогнусавила:
- Скажи Беклемышев, зачем человеку нос?
- Чтоб сморкаться, - не задумываясь, ответил Серёжа.
Так и хотелось крикнуть через весь зал этой «вершительнице судеб»:
- Вопрос-то провокационный!..
… И опять комиссию переназначили на следующий год! Потянулся год ожиданий и надежд…
Не буду подробно рассказывать обо всех мытарствах, которые пришлось пережить ребёнку в начале его учёбы, скажу одно: Серёжа Беклемышев оказался впоследствии очень талантливым, окончил школу с медалью и поступил на биологический факультет пермского университета (нашей Альма-матер, тогда это назывался университет им. М.Горького)…