Найти в Дзене

Основы основ. Зачем нужен математический подход к логистике?

Статья в основном направлена на просвещение публики, которая пока не обладает опытом в складской логистике: молодым людям, которые полны запала и стоят на распутье жизни - начинающим бизнесменам, карьеристам, студентам и прочим интересующимся.

Многие незнающие люди предполагают, что любой склад в России - это некое помещение гаражного типа, в котором грузчики передают заказы клиентов бросками друг другу, скидывают на паллет и заталкивают на рохле в "ГАЗельки". Либо вспоминают, как доставляют посылки на Почте России по сюжетам из всезнающего телевизора.

Что-то здесь не так, чувствуете? Куда смотрит владелец? Чтобы разобраться в этом, следует понять, что такое склад.

Склад - это помещение или система помещений, в котором осуществляется приемка, обработка, распределение, складирование грузов и их отгрузка по назначению. Основная его задача - накопление запасов и снабжение потребительских заказов.

Для выполнения этих задач нужно, чтобы необходимые запасы:

  • всегда были в наличии
  • не успевали испортиться
  • прибывали и отгружались вовремя.

Если не выполняется ни одно из условий выше, то компания, как правило, закрывается через 3 месяца после первого подсчёта доходов и расходов. Не верьте байкам в интернете, которые красочно повествуют Вам о том, как молодой бизнесмен наладил цепочку поставок клиентам в одиночку и заработал на новый Лексус. Это "папа" даёт ему денег, лишь бы сыночка не кутил по девочкам. С одной стороны, я согласен с таким методом воспитания - сын поймёт, каково это - терять вложенные деньги. Обычно такие легенды создаются совершенно для другого - "инфоцыганства". Да и знаете ли, собственного склада у таких ребят нет - они пользуются аутсорсингом.

Как устроен аутсорсинг?
Как устроен аутсорсинг?

Аутсорсинг в логистике - это компании, которые берут на себя роль логистического оператора вместо самой торгующей стороны за некую оплату от неё. Это удобно, но имеет ряд минусов, и один самый жирный из них - это невозможность повлиять на процесс доставки самому: с мелкими "торгашами", они даже не считаются, но все равно это дешевле, чем если этот "торгаш" захочет построить склад. Дешевле, но не выгоднее в долгосрочной перспективе, если продавец собирается расти в объёме.

Аутсорсинг позволяет начинающим продавцам начать товародвижение, но не сильно уверен, что "плотное сидение" на аутсорсинге позволит продолжить. Он заставляет вас не думать о доставке, тем самым Вы теряете контроль над ощущением клиента, так как не развиваетесь в области доставки грузов, и логистические операторы однажды могут начать манипулировать Вами в вопросах логистики, потому что Вы просто ничего не знаете.

Итак, аутсорсинг имеет место быть, но прежде всего стоит озаботиться таким вопросом, где и как Вы собираетесь хранить товар. Дома? В гараже?

Так выглядит магазин-склад из гаража в неизвестной провинции.
Так выглядит магазин-склад из гаража в неизвестной провинции.

Безусловно, мы начинаем решать вопросы из любых условий, иногда они и такие. Домашний склад не даст вам спокойно отдохнуть после продуктивного рабочего дня. В гараже чаще всего нет надлежащих условий для длительного хранения товара. Аренда может выйти в копеечку, да и рисковать, подсчитав суммы, порой не хочется.

Предположим, что мы уже год торгуем "из дома" через аутсорс. Вышли на некую доходность. Что делать? Как развиваться дальше? Нанимать сотрудников: не важно, сделали Вы себе печать или нет - с выходом на определённый объём заказов придётся увеличивать человеческие ресурсы и делать на это затраты. Никогда не нанимайте к себе в "подчинённые" своих родственников и друзей! Вы не сможете управлять ими, а ваши драгоценные денежки отсыпать будете должны. Впрочем, это касается не только логистики...

Наш первый будущий коллега по логистике должен по качествам необязательно должен подходить на роль вашего заместителя, но быть готовым к нечистой работе. Чтобы взять его на работу, вы должны от А до Я продумать ряд его обязанностей, иметь нормативы по хранению, транспортировке и складированию товара. Исходя из этого, вы сможете приблизительно вычислить его зарплату, чтобы она была справедливой как для Вас, так и для него. Это необходимо сделать даже для одного сотрудника, иначе убытки начнут постигать Вас с первых месяцев. Прямо взять и составить: сколько стоит транспортировка товара от так называемого "поставщика" до Вашего места хранения, сколько стоит разгрузка одной единицы товара на склад, сколько стоит раскладка одной единицы товара, сколько стоит подбор одной единицы товара с полки (некоего адреса, "места жительства" товара), сколько стоит сбор единицы товара в коробку и ее маркировка и оклейка скотчем, сколько стоит загрузка одного короба в транспорт, сколько стоит провоз товара от Вашего "гаража-склада" до склада логистического оператора (до клиента).

Чем больше вы растёте, тем большее значение имеют те самые мелочи, на которые "в гараже" многие несильно обращают внимание, называемые в мире большого бизнеса операционными расходами.

Протертые простиранные носки, которыми Вы как вторичным материалом протирали пыль с коробок, уже превращается в десять килограммов ветоши, которые на март 2020 года можно купить за 800 р. в среднем. Канцелярские затраты - это уже не пачка бумаги на 2 месяца, а 5 пачек в неделю. Расходники, электроэнергия, обслуживание помещения, фонд оплаты труда, налоги, связь, транспорт - как много расходов. Растут доходы - растут и операционные расходы. Если не уделять учёту и расчёту ФОТ для склада должного внимания, то они съедят львиную долю Вашего бюджета, и ваши мечты о роскошной жизни останутся мечтами навсегда... Да, навсегда.

Правильные действия со стороны хранения и учёта товара всегда сохраняют дельцам огромное количество денег, что неизбежно приводят к росту, так как высвобождаются свободные ресурсы, которые можно вложить в рекламу и маркетинг, технологии, мощности.

Как правило, рост склада происходит сначала в "холодный" склад, а далее в логистический комплекс класса А. Для успешных компаний без дополнительных "вливаний" денег - это процесс занимает порядка 20-25 лет. Крупным игроком за 3-5 лет, к сожалению, способа стать не придумано.

Для логистических комплексов схема работы выглядит примерно таким образом:

Схема движения товара в цепи на примере торгового холдинга в области non-food товаров народного потребления (начало слева вверху)
Схема движения товара в цепи на примере торгового холдинга в области non-food товаров народного потребления (начало слева вверху)

Рассмотреть и/или сохранить эту схему покрупнее можно по переходу на наш Яндекс.Диск по ссылке.

Для понимания схемы немного значений слов:

  • стрейч - это часть заказа, подобранная комплектовщиком склада с сектора, на котором он работает;
  • пул - это список товара, который требуется подобрать комплектовщику с сектора склада, содержащий в себе совокупность частей накладных (заказов), состоящих из товара, находящегося именно на секторе, на котором работает комплектовщик заказов;
  • сортер - место для сортировки товара по адресам.

Как это ни странно, но для того, чтобы продавать и отгружать товары, их следует привезти и принять на склад. С этого всё и начинается. Менеджеры, работающие в офисе, договариваются о поставках от различных производителей и дистрибьюторов, и в назначенный срок к большому приезжают грузовые авто, до верха заполненные поддонами с партиями новейшей продукции.

Далее, сотрудниками отдела приёмки разгружаются машины, поддоны взвешиваются и принимаются по количеству мест, согласно накладным. После приёмки осуществляется распределение товара по типу хранения: паллетное, пачечное и россыпью. Паллеты с одним наименованием товара распределяют на паллетный склад по адресам (склад имеет адресную систему хранения – каждый артикул имеет своё конкретное место для хранения, обозначающееся буквенно-числовой последовательностью).

Товар для пачечного хранения формируют в поддон из пачек разных артикулов, фиксируют содержимое с помощью ТСД, печатают ярлык и отправляют для расстановки кладовщиками склада "паллеты-пачки" продукции. Для хранения россыпью формируют отдельные ящики с заказами («заказ» в случае склада класса "А" – это зафиксированное количество товара в базе от того или иного реального или служебного клиента, придумано для удобства учёта товара), которые проходят сортировку на возвратном сортере в отделе возвратов и после распределения в ящики, соответствующие адресу сектора поступают в расстановку на ассортиментный склад(склад россыпи).

В расстановку на ассортиментный склад (АСС) также поступают пачки от склада "паллеты-пачки" продукции для пополнения запаса товара, который прогнозируемо будет продан за ближайшие 3 дня (условно). Предварительно пачки проходят этап распаковки в ящик в соответствующем отделе для уменьшения затрат времени на расстановку по правилу «один ящик=одна ячейка» и также сортируются по местам, которые соответствуют тому или иному адресу сектора АСС. Расстановкой занимается отдел мерчендайзинга: его сотрудники разносят ящики с отсортированными товарами по адресам хранения («Адрес» - буквенно-числовое обозначение ячейки, на которой хранится товар).

Как только товар заказан по интернету клиентом или приближается момент отгрузки товара по графику крупному клиенту (сети или специализированному магазину) создается в электронной базе накладная продажи, согласно которой комплектовщик на ассортиментном складе начинает подбор товара с адреса по пулу (список, содержащий совокупность наименований из листов подбора по секторам) с приоритетом на ближайшую отгрузку. После сбора пула комплектовщик фиксирует окончание подбора сканером программно и отправляет ящик с книгами и пулом по конвейеру.

После прибытия в конечный пункт ящики снимают с конвейера грузчики отдела сортировки и распределяют ящики по парковкам в соответствии с временем отгрузки и требованием/не требованием сортировки. Ящики, требующие сортировки по накладным, обрабатываются сортировщиками отдела сортировки: не требующие – на маркировку. Приоритет обработки – ближайшее время отгрузки. Товар с листами сортируются (на сортировке) по принципу «одна накладная = одна ячейка».

В случае сбыта продукции по каналу интернет-магазина: после сортировки ящики с товаром по накладным отправляются на маркировку и загружаются в линии маркировки грузчиками отдела сортировки с приоритетом на ближайшую отгрузку. Маркировщица фиксирует наличие товара по накладным и упаковывает их в стрейч, соответствующий номеру листу подбора у комплектовщика и клеит стикер с информацией по стрейчу. Отмаркированные стрейчи поступают на первичную сортировку в отделе маркировки. Они сортируют стрейчи в ящики в зависимости от номера указанной линии на стикере от 1 до n. Наполненные отсортированные ящики по конвейеру поступают на «большой сортер», принадлежащий отделу упаковки интернет-магазина. Грузчики сортера раскладывают стрейчи в ячейки по адресам, которым соответствует то или иное место отгрузки: по наполнению или команде супервайзера (в зависимости от срочности) все стрейчи, требующие срочной отгрузки снимаются с сортера и отправляются по конвейеру вниз к упаковщицам. Грузчики, закрепленные в зоне упаковки принимают ящики с конвейера и загружают в линии к упаковщицам. Упаковщицы в свою очередь собирают стрейчи из ящиков в коробки в соответствии с пунктом, куда должна отгрузиться данная коробка(-и) путём сканирования штрих-кодов на стрейчах и оклеивают стикерами эти короба.

В случае сбыта продукции по каналам РОЗ/FMCG/ОПТ: после сортировки ящики с накладными поступают в отдел предпродажной подготовки. Маркировщицы фиксируют наличие книг по накладным с помощью сканера, обклеивают (или нет) товар и складывают его в короба, которые они также оклеивают и отправляют по конвейеру сразу на склад готовой продукции (СГП).

Готовые короба собирают на поддоны, которые будут подвергнуты следующей сортировке по времени отгрузки на «телеги». С «телег» грузчики отдела готовой продукции раскладывают все короба по адресам, которые соответствуют тому или иному пункту отгрузки. При приближении времени отгрузки – грузчики СГП с адресов подбирают короба с адресов и формируют поддоны в соответствии с отгрузочными листами при помощи ТСД (терминал сбора данных). Готовые для загрузки поддоны к своему времени вывозят на пандус или ворота. Идёт погрузка машин. Машина не будет отгружена, пока в нее не загрузят последний короб (иное только по согласованию с генеральным директором). При успешной загрузке машину пломбируют и отдают отгрузочные листы экспедитору.

Далее в отделе логистики бригаде водителя и экспедитора дают маршрут движения и сопроводительные документы для продукции (накладные, счета-фактуры).

При сбыте продукции по каналу интернет-магазина: продукция доставляется до пунктов самовывоза либо распределительных центров (курьерская доставка), где ожидают/настигают конкретного клиента. Если розница – принимается сотрудниками магазина. Если FMCG – принимается сотрудниками магазина либо (в случае региона) забирается самостоятельно торговыми представителями со склада транспортной компании. Далее приёмка со вскрытием коробок осуществляется «торговиком» и приёмщиком магазина, подписываются документы и осуществляется раскладка на полки магазинов. Иногда отгружаются образцы для ознакомления нашими клиентами. Если ОПТ – приёмка осуществляется без нашего присмотра, клиенты уже купили эти книги. Клиент доволен, а мы получили прибыль. Иногда у клиента происходит расхождение с ожиданиями от товара (10-30% случаев в зависимости от области торговли).

Типов расхождений бывает всего четыре:

1. брак (неликвидный товар, товар ненадлежащего качества)

2. излишки (пришедший товар, не заявленный в списке по накладной),

3. отказ (ликвидный товар, не соответствующий ожиданиям клиента; отказ по матрице клиента)

4. недостача (не пришедший товар, но заявленный в списке по накладной).

Товар, имеющий один или несколько из вышеуказанных признаков подлежит возврату. Так как возвратная логистика довольно редкое явление на российских складах, рассмотрим это поподробнее.

Возврат по каналу интернет-магазина: непосредственно при клиенте происходит осмотр заказа. В случае расхождений книги укладываются в возвратный ящик, который наполняется несколько смен. Товары по невостребованным заказам также попадают в возвратный ящик. Каждую, например, вторую смену работник пункта самовывоза формирует возвратный заказ (накладную) по содержимому возвратного ящика для отправки на склад. Каждый заказ имеет свой индивидуальный номер и штрих-код.

Возврат по каналу РОЗ: при обнаружении бракованного товара сотрудники розничных магазинов оформляют возвратный заказ. Возврат на склад ликвидных (не бракованных) товаров осуществляется роботом по истечению срока давности либо сезонного события также путём создания возвратного заказа.

Возврат по каналу FMCG: робот создает заказы на возврат товара по истечению 90/120 дней с момента поступления товара в магазин, после сборки возврата и выполнения его по базе торговым представителем у последнего есть x/y/z дней, чтобы отправить товар по возвратному заказу на склад, в противном случае возвратный заказ переходит в статус «Выполнено», а сумма в рублях преобразуется в долг представительства региона.

Возврат по каналу ОПТ: схема предусматривает сверку сканером пришедших от клиента на возврат товаров в режиме реального времени путем общения по телефону или почтой с менеджером оптового отдела. Накладные отправляются в офис из коробок со склада. По итогу сверки (точному или с расхождениями) менеджером принимается решение о создании возвратного заказа либо начале урегулировании вопроса расхождений.

Возвраты на склад принимаются на склад отделом приёмки, разделяются приёмосдатчиком по каналам сбыта на поддоны. Поддоны отправляют в отдел возвратов – они обрабатываются приёмщицами отдела возвратов по заказам, из которых возникают новые подзаказы для дальнейшей обработки сортировщиками отдела возвратов. Сортировщики путём сканирования сортируют книги в ящики по секторам. По мере наполнения ящика или достижения ограничения по количеству позиций сортировщики фиксируют содержимое ящиков и передают их с ярлыками на сортировку по раскладочному листу: их цель отсортировать товар в ящике по порядку для удобства расстановки мерчендайзерам (подходит для каких-то определённых категорий товара на этом примере склада). Отсортированные возвраты поступают в отдел мерчендайзинга для расстановки на адреса склада, аналогично ящикам с распаковки.

Товары по возвратным заказам из каналов сбыта, признанные приёмщицей как брак, накапливаются в ящик в течение смены и отправляются в офис на реставрацию. То, что удалось восстановить, приходит в отдел возвратов как восстановленное к сортировщикам, а то, что не удалось восстановить приходит как брак в отдел возвратов для расстановки на склад брака кладовщиком отдела возвратов по заказу.

С адресов склада брака периодически отгружается брак поставщику или товар на утилизацию: менеджеры создают накладные на подбор бракованных товаров с тех или иных адресов, по готовности ящики с книгами по накладным транспортируются в отдел маркировки, где проходят оставшуюся часть цикла до отгрузки.

Вот оно: золото леприконов!
Вот оно: золото леприконов!

Вот и весь алгоритм. Все процессы должны иметь стоимость за единицу выполнения работы: то есть работники должны находиться на сдельной оплате труда, а не фиксированной, иначе Вы рискуете переплачивать им за их просиженные штаны, а не проделанную работу. За 2000 р./день, сотрудник может выполнить как 30 работ, так и 100 работ. Проще назначить "сделку" по верхней планке выполненных работ сотрудником за день и платить 2000 / 100 = 20 р./работа, тогда сотрудник, выполняющий 30 работ будет зарабатывать 600 рублей: либо у него появится мотивация работать лучше, либо он оставит это место для более лучшего работника по своей/не своей воле.

Ваша задача в этом деле: прописать до точки с запятой технологии, оплату за единицу работы, создать отделы с максимально возможно простыми функциями (минимизация ошибок), создать контроль качества на критических точках, задать параметры выполнения плана (задать условия для невыполнения/перевыполнения плана), задать параметры планирования персонала на смене в соответствии с планом продаж.

Современная логистика - это не про метание коробок, это сплошные математические и логические операции.

Успехов! ;)

Этот мужчина на фото с эффектом размытия желает Вам удачи!
Этот мужчина на фото с эффектом размытия желает Вам удачи!