Продолжу потихоньку разбавлять рассказы о путешествиях историями о хорошей джазовой музыке. Начал две недели назад и почитать (а главное - послушать) статью "Саундтрек самоизоляции - музыкальный экспорт Голландии" можно здесь.
В 1988 лейбл Delmark выпустил запись, пролежавшую на полке 20 лет. Пластинка была очень странной. Это последняя сессия, на которой вместе собрались пианист Винтон Келли, басист Пол Чемберс и барабанщик Джимми Кобб. Трио образовалось стихийно - трое музыкантов играли в составе Майлза Дэвиса, пока им это не надоело, и Пол предложил уйти в свободное плаванье. Так Винтон стал лицом трио, Пол - его душой, а Джимми Кобба назначили казначеем.
Есть, пожалуй, некая ирония в том, что если начать вспоминать выдающихся джазовых пианистов, большинство вспомнит Брубека, Эванса, Оскара Питерсона, Монка, возможно, но вот Уинтон Келли вряд ли придет первым на ум. Он долгое время был скорее "мальчиком на подхвате": то заменит Билла Эванса на "Freddie Freeloader" Майлза Дэвиса, то Томми Флэнегана для Джона Колтрэйна. К Дэвису Винтон попал случайно – тогдашний его пианист, Рэд Гарланд, постоянно опаздывал на репетиции и концерты. Однажды Майлз встретился с Келли и попросил «Попробуй сыграть с нами». Когда, Гарланд, в очередной раз с опозданием, явился на выступление, Дэвис покачал головой из сказал: «Играть будет Винтон». Согласно легенде, когда Майлза спросили, как он умудрился поменять общепризнанных к тому времени Эванса и Гарланда на не особо известного Келли, трубач ответил «А зачем, он играет лучше них вместе взятых». Однако самого Келли, именно как самобытного и выдающегося пианиста, долго не могли разглядеть и, как это часто бывает, представление о его вкладе и влиянии на целое поколение будущих пианистов стало заметно только после его смерти.
Его работам свойственна нежная поэтичность и одновременно слегка нервные ритмичность и резкость. За свою не особо долгую карьеру, Келли успел оставить несколько записей, ставших классическими, не в последнюю очередь в тандеме с гитаристом Уэсом Монтгомери. Где-то встречал мнение, что именно вместе они могли добиться гораздо большего и создать шедевральные пластинки, сравнимые по мощи с Kind of Blue Майлза Дэвиса, а момент, когда их коллектив распался и каждый музыкант пошел своей дорогой, по сути, стал одной из величайших джазовых трагедий. История не терпит сослагательного наклонения и так ли это или нет мы никогда уже не узнаем, но какое-то зерно истины в этих словах есть.
Петь абсолютно заслуженные дифирамбы Келли можно долго. Послушайте его пластинки конца 50х-начала 60х годов. Но я, все же, осмелюсь вернуться к последней сесии звукозаписи трио в 68 году. Альбом вызывающе не идеален. Музыкальные критики, признавая его значимость с исторической точки зрения, очень скептически относятся к музыкальной составляющей. Их можно понять. Чувствуется, что музыканты играют с душой, вкладывая в музыку все, что у них есть, но что-то не складывается, Келли не всегда берет нужные ноты, остается некое ощущение расхлябанности. Масла в огонь подливает мягко говоря не лучшее сведение.
Может, это воображение, но именно эта неидеальность создает абсолютно особую атмосферу. Помогает понять, что джазовые музыканты - это не только боги с тех записей, которые приносят им славу. Это живые люди, у которых отнюдь не всегда все получается. Именно на этом альбоме в полной мере раскрывается и еще один талант Келли, которым, по-моему, обладал мало кто из великих: он всегда чувствует мелодию, даже когда скатывается в импровизации изначальный рисунок остается прежним.
В общем, если хотите послушать одного из лучших джазовых пианистов эпохи бопа – ищите его пластинки 50х-60х. Если хотите отдать дань человеку, то давайте послушаем «Последнюю запись трио» и попытаемся представить атмосферу, которая царила в жаркий день, 4 августа 1968 года, когда три друга собрались вместе в студии чтобы записать пластинку, которой суждено было стать последней.
Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.