Найти тему
Алекситимия

Цели Искусственного Интеллекта

В системах искусственного интеллекта принимается новая цель, потому что человек организовал это именно так.

Поскольку они основаны на биологии, потребности широко распространены. Но отдельные люди преследуют множество различных целей и имеют множество мотивов. Тогда возникает вопрос, как эти цели и интересы принимаются человеком и интегрируются в его мотивационную экономику.

В системах ИИ новая цель принимается или генерируется, потому что, в конечном счете, некоторые люди устроены так, чтобы это произошло. Новая цель не должна "вписываться" в те, которые уже есть в системе. В Homo sapiens, напротив, новые цели принимаются, потому что они каким-то образом связаны, возможно, очень косвенно, с одной или несколькими ранее существовавшими потребностями.

Эта сетка человеческих потребностей была захвачена теоретиком личности Гордоном Олпортом в его концепции "функциональной автономии" - разработанной для того, чтобы противостоять тому, что он видел, как чрезмерный акцент Зигмунда Фрейда на сексе. По словам Олпорта, после того, как цель была принята в служении некоторым базовым потребностям, мотивация может стать иной, чем та, которая была движущей силой изначального поведения. Так, например, молодой человек, который изначально берется за катание на коньках, чтобы провести время со своим партнером, может в конечном итоге стать конькобежцем мирового класса, для которого сексуальные или романтические потребности в этом контексте не имеют значения. Потребность в уважении и самореализации, а также цели (и вознаграждения), связанные с катанием на коньках, взяли верх. Потребность в сексе, сказал Олпорт, не была сублимирована, как мог бы сказать Фрейд, а подменена.

Некоторые вновь принятые цели порождаются отдельным человеком с нуля. Но многие из них унаследованы от окружающей культуры. Поэтому то, что нас мотивирует - то, о чем мы заботимся, - в конечном счете основано на нуждах, но при этом задыхается во всех многоуровневых целеустремленных структурах, которые организуют поведение человека. Эти структуры намного сложнее, чем самая сложная и жадная программа ИИ.

-2

Рассмотрим человека, стоящего в очереди возле пекарни с намерением, или целью, купить буханку ржаного хлеба. Конечно, он может быть голоден. Или он может (тоже?) надеяться улучшить свое положение в обществе, делая бутерброды с огурцами для леди Брэкнелл. Или он может планировать биохимически проверить хлеб, чтобы подтвердить диагноз отравления спорыньи в районе. Он может нести свой хлеб за углом, с ленивой ухмылкой, предлагая его голодной и красивой девушке. Он может использовать его как часть натюрморта, который он рисует. Или он может купить 50 хлебов и проглотить их, чтобы выиграть запись в Книге рекордов Гиннеса. Возможно, он планирует использовать хлеб в религиозном ритуале, таком как Евхаристия.

Эти разнообразные мотивы и интересы, лежащие в основе "единого" намерения, опираются на семь различных потребностей, выявленных в иерархии Маслоу. Очевидно, что еще больше альтернатив можно представить. При такой когнитивной и мотивационной сложности неудивительно, что существует множество возможностей для сплетен о человеческих намерениях. Этот социальный аспект человеческих отношений оказывается важной частью того, что мы находим удовлетворяющим - даже на рабочем месте, где продуктивность кажется нам главной целью.

Социально-психологические исследования по проблеме безработицы, впервые проведенные в деревне Марианталь недалеко от Вены австрийским социальным психологом Марией Яходой во время Депрессии 1920-х годов, показали, что иметь работу - это не просто класть еду на стол. Кроме того, она помогает удовлетворить ряд основных человеческих потребностей. Команда Яходы обнаружила, что самым разрушительным психологическим эффектом безработицы является не забота о деньгах, а общая апатия и потеря мотивации - иными словами, снижение потребности в заботе, в сосредоточении внимания на том, что имеет значение. Это отсутствие заботы в первую очередь связано не с финансами (поэтому всеобщего базового дохода от этого не избежать). Напротив, оно вызвано такими факторами, как потеря статуса, структурирование во времени, самоопределение и участие в общем предприятии на работе.

Было также сделано еще одно удивительное открытие, которое мы могли бы назвать "Мариантальским пузырем". Как и многие современные пользователи социальных сетей, безработные в Мариантале были изолированы в рамках ограниченного круга дружбы и мнений. Им не приходилось каждый день ходить на работу, они избегали встреч с разными убеждениями и неприятными личностями. Они не жаловались на это. Но команда Джаходы видела, что это не способствовало их психологическому благополучию. Они становились более нетерпимыми, нетерпеливыми к разногласиям и менее стойкими перед лицом различного рода антисоциального поведения.

Примерно в то же время в США промышленный психолог Элтон Майо обнаружил, что удовлетворенность работой не может быть зафиксирована чисто инструментальными или финансовыми критериями. В конце серии улучшений на телефонной фабрике Hawthorne в пригороде Чикаго производительность труда рабочих вновь возросла, когда их освещение было снижено, а заработная плата - урезана. По результатам дальнейших экспериментов Майо пришла к выводу, что жизненно важными факторами являются психологические - прежде всего, сплоченность и сотрудничество внутри группы, а также уважение и заинтересованность со стороны руководства. Эти (и другие вопросы, такие как участие в принятии решений) были ключом к тому, как люди воспринимали свою работу - и как хорошо они ее выполняли.