Найти тему
Национальная идея

От Милана до Рима. День второй. Милан. Della Torre и Visconti

Это продолжение цикла статей о путешествии. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.

Итак, с 1117 года Миланом управляли консулы. Их количество варьировалось от 10 до 24 человек.

Именно в коммунальную эпоху началась территориальная экспансия Милана. В том же 1117 году был разрушен и подчинен соседний город Лоди. Затем настала очередь Комо. Этот город удалось покорить только после Десятилетней войны (La guerra decennale, 1118-1127). Почти на всем протяжении этого конфликта Комо одерживал победу за победой, но после смерти в 1125 году предводителя защитников города, епископа-воина Гвидо Гримольди, более мощный Милан все-таки смог взять верх.

Жители Комо, Лоди, Павии были поначалу союзниками Фридриха Барбароссы в его действиях против Милана, а их жалобы на миланскую агрессию стали одним из поводов для этих действий. В 1154 император ограничился лишь разорением миланских земель. В 1158 году, чтобы избежать взятия и разграбления города, все миланское духовенство во главе с архиепископом Умберто да Пировано, консулы, должностные лица и знатные миланцы вышли босиком к императору просить пощады. Барбаросса пощадил, но через четыре года речь о пощаде уже не шла. Именно в 1162 году древнеримские стены Милана были окончательно уничтожены.

Духовенство и консулы Милана просят пощады у Фридриха Барбароссы. Гравюра 19-го века.
Духовенство и консулы Милана просят пощады у Фридриха Барбароссы. Гравюра 19-го века.

Как ни странно, одним из пяти учредителей Ломбардской лиги, созданной в 1167 году для противодействия императору стал город Лоди, окончательно разрушенный миланцами в апреле 1158 года и восстановленный на новом месте Барбароссой в августе того же года.

Далее последовал триумф Лиги при Леньяно (1176) и Констанцкий мир 1183 года, согласно которому города все-таки признали главенство императора в обмен на широкую автономию и сохранение всех привилегий.

Тем временем в Милане продолжалась борьба за власть между представителями различных классов. Сначала она развернулась между крупными (capitanei) и мелкими (valvassori) феодалами. Последние еще в правление архиепископа Ариберто, сторонника крупных землевладельцев, объединились в корпорацию Мотта (1035) и отстояли свои политические права в битве при Кампомало (1036).

В конце 12-го века в борьбу вступили торгово-ремесленные слои. Ими было создано народное собрание, получившее название Credenza di Sant'Ambrogio (Вера Святого Амвросия). С этого момента борьба между тремя классами обострилась. После серии битв к 1225 году Credenza одержала победу и власть крупных феодалов существенно ослабла.

В том же году внук Фридриха Барбаросы, Фридрих II взялся за восстановление имперских прав в Ломбардии. Ответом городов стало возобновление Ломбардской лиги (ее также называют Второй Ломбардской лигой, но с юридической точки зрения она не являлась новым образованием).

В 1237 году Лига потерпела сокрушительное поражение от императора в битве при Кортенуово. Помощь ее воинам, бежавшим с поля боя, оказал граф Вальсассины Пагано делла Торре, укрывший их в своих владениях. Эта услуга не осталась незамеченной, и в 1240 году Пагано был назначен старейшиной народного собрания (anziano della Credenza di Sant'Ambogio) и капитаном народа. Он сохранял эти должности до своей смерти, которая, впрочем, случилась уже в следующем году. Так семья делла Торре оказалась на вершине миланской политики.

Основателем дома делла Торре считается Мартино Гигант (Martino il Giante), участник Второго крестового похода, погибший под стенами Дамаска (1148). У Мартино был сын Якопо, который женился на Берте Висконти. Вышеупомянутый граф Пагано был сыном этой пары.

В 1246 году противоречия между капитанами и народом вновь обострились. В следующем году во главе народной партии встал Мартино делла Торре, племянник Пагано. Длительное противостояние закончилось победой Мартино и провозглашением его синьором Милана (1259).

Когда Мартино умер (1263), синьором стал его брат Филиппо (умер в 1265), а еще через два года - Наполеоне, сын Пагано.

Мартино делла Торре удалось сконцентрировать в своих руках почти всю власть, но добиться избрания на пост архиепископа (1262) своего двоюродного брата, Раймондо, ему не удалось. Архиепископом стал Оттоне Висконти. Гнев Мартино заставил Оттоне покинуть город.

После пятнадцатилетнего изгнания архиепископ сумел одержать победу в битве при Дезио и захватить в плен Наполеоне делла Торре (1277). Власть в Милане перешла к дому Висконти. Через десять лет Оттоне передал светскую власть своему племяннику Маттео, вошедшему в историю как Matteo il Grande - Маттео Великий. Так и не понял, в чем заключалось его величие, возможно, прозвище получено из-за крупного телосложения.

В 1302 году Гвидо делла Торре удалось взять реванш, но через девять лет с помощью императора Генриха VII Маттео вернулся к власти (1311). После смерти (1322) ему наследовал сын Галеаццо I, но в 1327 году он был отстранен императором Людовиком IV Баварским.

Сын Галеацо - Аццоне смог восстановить власть Висконти в 1329 году и больше она не ставилась под сомнение вплоть до угасания рода. Через 10 лет ему наследовали два его дяди Джованни и Лукино, о чем я уже писал в своих "страшных сказках".

Что же касается делла Торре, то они считаются предками немецкого рода Турн-и-Таксис (Thurn und Taxis), известного благодаря организации первой европейской почтовой службы (начало 16-го века). Эту связь трудно проследить четко. По одной из версий представитель рода делла Торре после изгнания из Милана поселился близ Бергамо у горы Монте-Тассо (Барсучьей горы), которая дала имя его роду - Тассо. Его потомки и стали родоначальниками дома Thurn und Taxis (буквально: "башня (torre) и барсук").

Кстати, супруга российского императора Павла I, София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (в православии - Мария Федоровна), тоже является потомком этого рода, как и все наши следующие императоры.

Ровно за шесть лет до описываемых событий, 3 мая 2013 года (день в день!), наша семья (я, жена и дочь) остановилась по пути в Швейцарию в замечательном баварском городке Регенсбург и видели там замок Thurn und Taxis, переделанный из известного в средние века монастыря. Когда мы пили баварское пиво с сосисками в знаменитой пивоварне Thurn und Taxis, мы еще не знали, что ее владельцы - потомки правителей Милана и родственники российских императоров.

3 мая 2013 года. Регенсбург. Пивоварня Thurn und Taxis
3 мая 2013 года. Регенсбург. Пивоварня Thurn und Taxis

Продолжение здесь.