Найти тему
КиноМанка

Как снимался советский блокбастер «Экипаж» - Часть I. Неудачи, преследовавшие фильм

Советское кино, как и другие стороны реальной жизни советских граждан, всегда было вынуждено давать собственный ответ на веяния мирового кинематографа. Одним из популярных жанров Голливуда был "фильм-катастрофа", набравший обороты после экранизации книги Хейли "Аэропорт". И Мосфильм дал свой достойный ответ: в свет вышел один из самых кассовых фильмов в СССР - "Экипаж".

Аэропорт «Домодедово», съемочная площадка «Экипажа». Режиссер ленты Александр Митта приехал на работу в прекрасном настроении. К съемкам самой грандиозной сцены его нового фильма – пожара в аэропорту – все готово.

Позади бесчисленные походы по инстанциям с просьбами выделить для съемок посадочную полосу, поиски самолета, который предстояло поджечь, строительство декораций и добывание шести тонн горючего, необходимого для взрыва. Пришлось немало потрудиться, но зато и результат обещал быть потрясающим.

Однако когда Митта пришел на кладбище старой авиатехники, самолет, который они только собирались поджечь, уже горел. Вместе с оператором они бросились в самое пекло, чтобы заснять кадры незапланированного пожара.

К горящему самолету примчался и актер Леонид Филатов. Но он напрасно рисковал жизнью и импровизировал у бушующего огня. Почти ни один кадр так и не вошел в картину.

«Кто поджег?!» - в ярости орал и матерился Митта. Крики были слышны всем пассажирам, находившимся в «Домодедово». В порыве отчаяния режиссер пытался найти виноватых. Но их просто не было - случилось самовозгорание.

Съемки «Экипажа» оказались на грани срыва. Нужно было либо прекращать работу над фильмом, либо начинать с нуля. Митта выбрал второе.

Пожар в аэропорту был далеко не первым ударом, который нанесла режиссеру работа над «Экипажем». До этого ему уже пришлось переснять немало сцен. Олег Даль, который был утвержден на роль борттехника Скворцова и уже начал работать, вдруг неожиданно отказался от участия в съемках, объяснив это чудовищной депрессией. Его заменили Филатовым.

"Экипаж", кадр из фильма.
"Экипаж", кадр из фильма.

Роль Жженова должен был играть Алексей Петренко, но он отклонил предложение Митты сразу. Режиссер рассказывает: «Петренко ответил: «Я не могу сниматься в железе. Я деревянный человек, могу сниматься только в дереве. А самолеты, небо – это не мое». Тогда стало ясно, что надо звать Георгия Жженова. А когда он уже пришел, я понял, что роль как будто создана для него».

Николай Караченцов, которого попробовали на роль второго пилота Ненарокова, в то время снимался сразу в двух фильмах и играл в спектаклях. Елена Проклова тоже не пожелала сменить сцену столичного МХАТа на съемочную площадку. Следующей кандидатурой на роль стюардессы стала еще одна Елена – Коренева. Но та не видела себя в этом образе.

Александра Яковлева, тогда еще Саша Иванес, попала на съемки совершенно случайно. Митта встретил рыдающую девушку, которую только что исключили из театрального за прогулы.

После этой своей дебютной картины Саша проснулась знаменитой. Не секрет, что мужчины пересматривали «Экипаж» по десять раз, чтобы вновь и вновь насладиться голой грудью начинающей киноактрисы. Хотя в фильм вошла лишь ничтожная часть из того, что было снято для постельной сцены.

"Экипаж", кадр из фильма. После этой своей дебютной картины Александра Яковлева проснулась знаменитой.
"Экипаж", кадр из фильма. После этой своей дебютной картины Александра Яковлева проснулась знаменитой.

Знаменитая сцена снималась на «Мосфильме» ночью. К осуществлению своего замысла Митта приступил осторожно. Сначала нужно было договориться с актерами. Александра Яковлева почти не сопротивлялась, а вот с Филатовым пришлось сложнее.

В жизни Леонид в отличие от своего героя был человеком более чем скромным, поэтому снимался он в джинсах. Никаких эксцессов при съемке сцены, которую потом назовут «первой эротической в советском кинематографе» (хотя это, разумеется, не так), не было. Если, конечно, не считать падения осветителя, который засмотрелся на происходящее.

А утром на «Мосфильме» разгорелся скандал. Революционная сцена чуть не обернулась для режиссера фильма очередной катастрофой. Пленка попала к руководству киностудии, и многие требовали стереть запечатленную там «ночную оргию».

Сначала Александр Митта сократил эпизод наполовину, но другую вышестоящую инстанцию не устроило и это. В результате его пришлось кромсать еще два раза.

Для коллег и зрителей, которые пришли на премьеру, осталось тайной, что в сценарии фильма была еще одна откровенная сцена. Участвовала в ней другая влюбленная пара: молодой летчик Ненароков и его будущая жена.

Этот эпизод даже не дошел до глаз больших чиновников, от которых зависела судьба фильма. Режиссер вырезал его сам. Не хотелось больше выслушивать бесконечные проповеди о нравственности и морали.

И все-таки, несмотря на то, что в картине осталась только маленькая частичка от задуманного, ее стали называть первым в СССР фильмом с элементами эротики. Впрочем, «Экипажу» было суждено во многом стать первым.

Читайте продолжение статьи:
Как снимался советский блокбастер «Экипаж» - Часть II. Почему министерство гражданской авиации было против

Как снимался советский блокбастер «Экипаж» - Часть III. Фильм о людях

-4