Найти тему
Кинотаурус

«Дылда», или кантемировский очерк про послевоенный Ленинград

Оглавление

Приветствую, дорогой читатель и зритель! Во главе этой рецензии будет, пожалуй, самый титулованный и, по мнению критиков, лучший фильм 2019 года - «Дылда». Кантемир Балагов в свои 28 лет успел уже дважды побывать на одном из самых значимых мировых кинофестивалей в Каннах. В первый раз он забрал приз ФИПРЕССИ в программе Особый взгляд с фильмом «Теснота». В 2019-м году Балагов взял ту же награду с «Дылдой», но добавил к ней ещё и приз за лучшую режиссуру. Кроме того, фильм попал в шорт-лист премии Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Дебют молодой актрисы Виктории Мирошниченко и уже номинация в категории Лучшая актриса на премии Европейской киноакадемии. Слишком много шума вокруг этого фильма, Вам так не кажется? Строчить рецензию на авторское кино, тем более знаковое - очень неблагодарное дело. Всегда есть шанс, что заклюют. Но я всё-таки попробую пройтись по данной ленте и высказать о ней своё субъективное мнение.

Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»
Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»

Картина рассказывает о двух молодых фронтовичках, которые вернулись после войны в Ленинград. На оставшихся руинах они пробуют начать совершенно иную, новую жизнь.

Визуальный ряд

Ругаться и плеваться в сторону ленты за то, что тут нет гранатных подрывов и танков - гиблый номер. Это была и есть главная претензия рядового зрителя в сторону данной картины. Он краем глаза читает синопсис к фильму и бежит на просмотр, чтобы ощутить дух войны. Но тут не об этом. Визуальный ряд - это отдельная песнь этой истории. Чего-то рисованного в кадре мой глаз не заметил. Возможно, отличное исполнение? Но что примечательно - он заметил старенький трамвай, который едет по рельсам, грохоча аж на всю улицу. А всё это происходит в декорациях, которые довольно тщательно копируют старенький Ленинград. Создатели, конечно, могли обойтись только этим, но пошли чуточку дальше. Зритель может увидеть и несколько машин, переезжающих улицу, и толпу народа, одетого, разумеется, в соответствующий тому времени реквизит. Такая тщательность в исполнении присутствует в каждой сцене. Соорудить подобные локации - большой труд, который должен оценён соответственно. Крепкий и уверенный +1 балл.

Атмосфера

Важнейшей и ключевой особенностью подачи настроения являются детали - это Балагов усвоил очень хорошо. С этим в «Дылде» не возникает подспорья. На ум сразу же приходит сцена из трейлера, где отвоевавшие пациенты просят мальчика изобразить собаку. А он просто стоит и не знает, что из себя представляет собака. Все в один голос кричат "гав-гав", но тут один из пациентов приговаривает: "Да где он мог тут видеть собаку-то? Их всех давно пожрали". Это одна из немногих мелочей, отсылающих зрителя в те жуткие времена. Очень приятно осознавать, что над атмосферой потрудились не только художники-постановщики вкупе с режиссёром, но и сценаристы с оператором. Кадры мастерски охватывают человеческие эмоции вразрез давящим на разум полуразрушенным стенам. В картине от начала и до самого конца строго-выдержанная атмосфера, в которую погружаешься с первых минут. Немудрено, что периодически хочется поставить фильм на паузу, чтобы разглядеть все мельчайшие детали в кадре. «Дылда» также расскажет зрителю о борьбе зелёного и красного, перемещая тона на протяжении всей ленты. Олицетворение вечной борьбы жизни и смерти. Капля крови на зелёном платье выступает здесь не просто фактом, а некой метафорой. Кантемировские аллегории здесь могут видеться во многих кадрах. «Дылда» обладает отличной и скрупулёзно-переданной атмосферой, за что получает +1 балл.

"Кончилась война, у меня было три желания: первое - наконец я не буду ползать на животе, а стану ездить на троллейбусе, второе - купить и съесть целый батон, белый батон, третье - выспаться в белой постели и чтобы простыни хрустели"
«У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич
Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»
Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»

Музыкальное и звуковое сопровождение

К саундтреку не подкопаешься, ведь его здесь нет. Если быть точнее, то он всё-таки присутствует, но где-то на фоне и встречается всего лишь пару раз. Привычной для зрителя музыки, которая подгоняет настроение или же осуществляет функцию перехода между сценами, нет. Зато есть звук, о котором можно смело порассуждать. Раскрою завесу тайны - здесь есть огромная и большая проблема...

Проблема заключается в том, что речь героев иногда либо слишком тихая, либо просто неразборчива. Кто-то скажет, что так и задумано, что шёпот выступает здесь в роли особого приёма, с помощью которого режиссёр передаёт тесноту того времени. От части я могу согласиться с этим, но почему мы, потребители продукта, должны из-за этого страдать? Сделайте шёпот, пусть будет, но поправьте его качество и дикцию актрис. У меня есть желание понимать каждую фразу в фильме. Но когда приходится постоянно отматывать просмотр - желание испаряется. Это отличный приём, реализованный не на самом должном уровне.

К остальному никаких возражений не имею, но за звук и полное отсутствие саундтрека, сами понимаете, выше чем 0 баллов поставить не могу.

Актёрская игра

За дебютами молодых актёров следить иногда не особо интересно, но не в этот раз.

Виктория Мирошниченко. Самое удивительное открытие года - это, безусловно, Виктория. Не принимая во внимание её блестящую внешность, предлагаю сразу перейти к сути разговора. Справилась ли она с поставленной ролью? Чёткого ответа дать не могу. За Викторией есть парочка очень мощных сцен. Но при этом почти весь фильм её главная героиня Ия блуждает как мёртвое тело. Возможно, что так было задано сценарием. А возможно, что нет. Но могу однозначно сказать, что за те 2 сцены, где Мирошниченко брала на себя инициативу, она заработала моё одобрение.

Василиса Перелыгина. Василису также нельзя списывать со счетов. Для меня она оказалась даже большим откровением, чем Мирошниченко. Её персонаж, Маша, обладает более явным характером, чем Ия. Порой её герой может даже напугать, оставив зрителя в смятении. Она с такой лёгкостью рассуждает о смерти? Ну ещё бы, она только с войны вернулась. Но именно за Перелыгиной самая сильная для меня сцена в фильме. Диалог в доме родителей Саши можно смело ставить на полку с остальными культовыми фрагментами кино. Не знаю, как Вам, но мне лично привиделась вся эта боль от войны в её глазах.

Кроме них здесь есть другие прекрасные откровения: Андрей Быков (Николай Иванович, главврач) и Игорь Широков (Саша, любовник Маши). Также в фильме отлично сыграли Ксения Кутепова (Любовь Петровна, мать Саши), Константин Балакирев (Степан, парализованный вояка) и Ольга Драгунова (портниха). Драгунова кстати многим могла вспомниться по одной из главных ролей в предыдущей картине Балагова «Теснота». Такой вот получился список действующих лиц в «Дылде». Многие работы получились очень сильными и откровенными, поэтому +1 балл. Перелыгина, браво!

"В Москве на Девичьем поле на народные средства поставлен памятник медикам - героям Великой Отечественной войны. Ему бы из золота быть! Да, он и есть из золота, только другой пробы, самой высокой - из золота людской благодарности, людской памяти."
«У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич
Василиса Перелыгина и Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»
Василиса Перелыгина и Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»

Операторская работа и монтаж

Ксения Середа. Запомните это имя. Она не просто хороший оператор для своих лет, но и очень чувственный человек. Я не знаю как у неё это получилось, но периодически возникала мысль, что она полностью понимает замысел режиссёра. Середа вместе с Балаговым создают целостную симфонию, выдавая зрителю очень натурные и искренние кадры, оставляя зрителя в неловком положении. Почти ни единого применения штатива, много крупных планов, длинные диалоги. Зритель оказывается замкнут меж полуразрушенных стен вместе с персонажами картины. Дрожащая съёмка здесь как нельзя кстати передаёт близость к героям. Середа-Балагов таким образом оставляют Вас наедине с разрухой. Вы оказываетесь невольным наблюдателем всей истории. Вы там, Вы рядом.

К монтажу нет никаких нареканий. Просто единая и целая картина без обрывков. Заслуженный +1 балл.

Уникальность

Много ли мы знаем фильмов про послевоенное время? От современников - не так уж и много. «Хрусталёв, машину!» - самый ближайший претендент. Фильмов про ленинградскую блокаду? Определённо, их было много. Недавний «Крик тишины», к примеру. Фильмов, которые эстетически передают мрачность дней? Та же «Теснота». Вот и получаем на выходе такую приятную связку из этих 3-х картин под названием «Дылда». Но в конечном счёте лента Балагова не похожа ни на одну из них. Она поднимает куда больший список вопросов, нежели указанные картины. В фильме есть место любви, войне, жизни, смерти, половому признаку, семье, детям, матерям... Каждый здесь может найти пищу для размышлений. Отвечаю на главный вопрос этой категории - «Дылда» явно уникальный фильм. +1 балл.

"В девятнадцать лет у меня была медаль «За отвагу». В девятнадцать лет поседела."
«У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич
Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»
Виктория Мирошниченко. Кадр из фильма «Дылда»

Сюжет

Экспозиция. «Дылда» не старается и не пытается объяснять зрителю некоторые детали сценария. Но оно и не нужно, ведь наше сознание дорабатывает недостающие кусочки само. Фильм начинается с неловкого момента - нам показывают контузию главной героини сюжета, девушки с именем Ия. В голове мимолётно проносится: "Послевоенное время. Так. Ну, наверное, она с войны такой вернулась.". Спустя минут 20 зритель действительно выясняет, что девушка вернулась с военных событий с контузией. Фильм очень часто показывает что-то, но объяснения идут либо позже, либо ты додумываешь всё сам. Но объяснять, что именно сейчас происходит на экране и почему герои делают именно эти действия, нет необходимости. Экспозиция может нокаутировать зрителя тем, что тут присутствует смерть. Данный момент вызвал кучу споров и недобрых слов. От себя скажу - какой-то чернухи и жести там нет. Такой поворот был необходим ради развития сюжета и он вполне уместен. Балагов выдал зрителям почти идеальное трагическое вступление, +1 балл.

Развитие. Если экспозиция была сфокусирована на одной лишь Ие и её переживаниях, то дальнейшая часть фильма дополнительно затрагивает судьбу подруги Маши, а также солдата Степана. Зрителю показывают нарочито мрачные и неприветливые ситуации, от которых иногда звенит в голове. Да, нам показывают сложное время, в котором было сложно жить. Если не возводить данные мысли в абсолют, а попытаться их принять и переварить, то можно многое почерпнуть. Здесь есть много сюжетных моментов, про которые я не могу сказать, ибо спойлеры. Но если Вы посмотрите картину, то ответьте себе на простой вопрос - а что Вы бы сделали на месте Степана? На месте Маши? Ии? Перед каждым из них стоит сложный выбор. А ведь если поразмыслить, то здесь почти у каждого есть какие-то проблемы. Все они имеют совершенно разную почву и поднимают правильные вопросы. Вообще, развитие сюжета получилось сильным, но с небольшими недостатками. Первый недостаток - это изредка встречающиеся долгие и протяжённые кадры, когда они не совсем к месту. Кружащаяся Маша в новом зелёном платье - хорошее зрелище. Но растягивать эту сцену на полторы минуты не стоило. Второй недостаток - в некоторых эпизодах характер героев не раскрывается, хотя, как мне показалось, должен. В остальном же всё достаточно приятно, поэтому +1 балл.

Кульминация. Финал содержит очень сильную сцену, про которую писалось выше (Перелыгина в доме родителей Саши). Только ради этого эпизода я уже могу поставить «Дылде» единичку. Но кроме того, здесь присутствует сценарное и эстетическое заключение всей истории. Рассказывать, что и как произошло в финале, не имеет смысла. Каждый почерпнёт оттуда что-то своё. Понравились ли мне заключительные строчки? Да. Они одновременно и закрывают большой ряд вопросов, и оставляют новые, приятные. История закончена. Аплодисменты. +1 балл.

Общие аспекты. К действиям многих героев претензий не имею. Но есть одна проблема, которая кажется мне очень серьёзной. Ия. Она почти весь фильм не даёт даже признаков жизни. Вокруг неё происходят страшные вещи, которые должны заставить её рефлексировать на них. Но лишь дважды за фильм она показывает эмоции. В остальных случаях она просто смиренно принимает всё на своё бремя. Я где-то в глубине души понимаю, что, наверное, так задумано, кино-то авторское. Но из-за всего этого мне слабо верилось в происходящее. Также есть претензия к диалогам. Они не совершенны. Они слишком театральны. В них сложно поверить. Герои начинают разговоры с обычной, жизненной фразы, а заканчивают поэтическими всплесками. Добавьте к этому всему проблемы со звуком и получится самая большая претензия к фильму «Дылда». К изредка появляющемуся юмору возражений нет. Его было мало и он был вполне уместен. Подводя черту, могу сказать, что слабо-выраженный характер главной героини и неправдоподобные диалоги очень плохо сказываются на общем впечатлении от просмотра. 0 баллов.

"Умереть – проще всего. А вот жить…"
«У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич
Кадр из фильма «Дылда»
Кадр из фильма «Дылда»

Вердикт

«Дылда» - это очень, если можно так выразиться, объёмный проект. Он затрагивает довольно большой ряд вопросов. Картина с напряжённой послевоенной атмосферой, отличным визуальным рядом, хорошими актёрскими работами и сценарием пробивает себе место в Мемуарах драмкружка. Сильное кино, которое, к сожалению, я не могу порекомендовать всем. Если Вам больше 18-и лет и Вы готовы посмотреть сложносочинённый арт-хаус в эпоху поствоенной разрухи, то можете попробовать. Лично мне фильм очень приглянулся. «Дылда» не является шедевром, но пытается говорить со зрителем новым языком, что, несомненно, радует. От меня лента удостаивается не Золотой пальмовой ветвью, а всего лишь 8 баллами из 10.

Карта канала «Кинотаурус»

Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛