Возможность изменить прошлое - чертовски соблазнительный, но очень опасный скилл. Например, Эйнштейн (по сюжету игры «Command & Conquer: Red Alert») создал машину времени, отправился в прошлое и убил Гитлера. В результате вместо Германии на Европу напал Советский Союз со своими бронированными медведями (LOL!!!). Конечно, прыжки во времени центрального персонажа аниме «Девочка, покорившая время» не привели к столь катастрофическим последствиям, но жизнь самой героини они кардинально изменили.
Осторожно! Статья содержит спойлеры.
Для начала, в контексте темы путешествий во времени, затрону вопрос о том, возможно ли вообще изменить прошлое? На этот счет в мировой художественной культуре есть две основные концепции:
1. Прошлое изменить нельзя («Терминатор», подчеркиваю, именно первый фильм). Видимо, такой облом связан с тем, что еще на заре времен тетушка Клио записала все возможные ходы и сипло вещает нам устами мудрой черепахи из мультфильма «Кунг-фу панда»: «Выбираешь путь, чтобы уйти от судьбы, именно на нем ты ее и встречаешь».
2. Прошлое изменить можно («Назад в будущее», «Эффект бабочки», «Врата Штейна» и т.д.). Это значительно более популярный взгляд на фортели со временем, так как он предоставляет креативному автору полный карт-бланш: твори что хочешь.
Только вот карт-бланш творит чудеса исключительно в умелых руках. Именно такими оказались эти конечности у создателей аниме «Девочка, покорившая время». Они придумали увлекательную и вместе с тем поучительную историю с яркими, запоминающимися персонажами.
Итак, сюжет тайтла презентует нам обычную японскую ученицу старшей школы Макото Конно. Она беззаботная и жизнерадостная пацанка, которая дружит с двумя парнями-одноклассниками (Тиаки Мамия и Косукэ Цуда) и играет с ними в бейсбол. Такая жизнь школьницу вполне устраивает, и ничего менять в ней она не собирается. Но, как известно, хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах.
В один злополучный день целая вереница неудачных событий прокатилась по Макото со всей неумолимостью асфальтоукладчика. В школе она завалила контрольную, на уроке по домохозяйству чуть не сожгла одноклассников, плюс на нее случайно уронили тушу какого-то упитанного парня. Но настоящая трагедия ее поджидала по пути домой. На своем велосипеде Макото вылетела на железнодорожный переезд прямо под несущийся поезд. «Вот и все, - подумала Макото в тот момент, – это конец». Но нет… Мгновение спустя, она вдруг очутилась в паре десятков метров от переезда и за две минуты до подхода поезда – время откатилось назад.
Так Макото совершила свой первый, но не последний прыжок во времени (как именно она получила такой скилл, я умолчу). После осознания произошедшего (не без посторонней помощи), она стала «прыгать» постоянно с целью услаждать себя мелкими радостями жизни. Однако такая dolce vita оказалась не бесконечной. Вскоре Макото стала замечать, что чем больше она меняет события под свои прихоти, тем больше от этого страдают окружающие. Но главное потрясение, связанное в «прыжками» было еще впереди.
Что ж, первое, что хочется отметить при разборе, так это то, что если главная героиня путешествовала во времени, то само аниме «путешествовало по жанрам». Повествование начало свой ход с повседневности, продолжило как комедия, затем переросло в романтику и грянуло финальным аккордом, будучи в драматическом амплуа.
Такие переходы были отлично продуманы и смотрелись весьма органично. И хотя эти «сшивки» жанров внесли определенную не одномерность в динамику повествования, но, что куда важнее, наполнили каждый из своих компонентов разными глубокими эмоциями.
Конечно, наибольший интерес вызывает сама идея тайтла. Визуально она отражена в изменении и преображении образа главной героини. Если вначале повествования Макото вполне довольна своей ролью «третьего парня» в команде друзей-бейсболистов, то последующие события приводят ее к горькому осознанию, что время идет и жизнь меняется (в том числе ее друзья), и она должна меняться вместе с ней. А главное, что изменение событий прошлого под сиюминутные прихоти не направит жизнь в нужно русло. Ведь менять нужно не их, а себя и идти, а в случае Макото бежать, в ногу со временем.
Итак, о чем же это аниме? Ответ написан мелом на стене в школьном кабинете биологии: время не ждет никого (в переводе на русский). А также о том, как важно найти эту грань: наслаждаться настоящим и, в тоже время, думать и заботиться о будущем.
Говорят, что концовка тайтла оставляет немного обидный осадок недосказанности. Это действительно так. Незавершенность – это ровно то чувство, которое и хотели вызвать у нас напоследок создатели аниме. Ведь время никого не ждет, не останавливается и история главных героев на этом не заканчивается, просто те полтора часа, что были отведены тайтлу, - истекли.