Ни для кого не секрет, что Соединенные Штаты стремятся к миру с талибами*. Переговоры в столице Катара вскоре привели к соглашению между двумя сторонами, которое определило график постепенного вывода военного контингента США из Афганистана. Афганцы с тревогой наблюдают за тем, не позволит ли подобная сделка вернуть власть влиятельным исламистским боевикам.
Однако здесь не все так просто. Талибы, которые принимают участие во внутриафганском мирном урегулировании, кажется, резко отличаются от тех ортодоксальных фанатиков, которые привлекли внимание всего мира после террористических атак 11 сентября «Аль-Каиды», которую «Талибан» укрыл в горах Кандагара. Двадцать лет назад заголовки газет пестрели информацией о публичных казнях на спортивных стадионах, запрете на музыку и телевидение, а также о преднамеренном уничтожении археологических ценностей Афганистана. Женщин, которые стремились получить образование, забрасывали камнями до смерти, а девочек запирали дома.
Сегодня западные СМИ, напротив, публикуют истории о том, как молодые члены группировки «Талибан» играют в крикет, обнимаются с правительственными силами во время религиозных праздников и воспитывают нормальные семьи. Даже сами афганцы выражают удивление изощренностью и искусностью исламистских переговорщиков. Афганские женщины, которые недавно принимали участие в обсуждениях в Дохе, удивились тому, что делегаты «Талибана» сидели напротив них и вели с ними прямой диалог, немыслимый в недавнем прошлом. Они говорили о получении подарков, отражающих традиционную афганскую доброжелательность и гостеприимство.
Поэтому, есть веские основания не сомневаться в существовании этой очевидной трансформации. Более того, следует учесть, что весь мир стремительно меняется, а вместе с ним меняется политика и устои даже таких радикальных исламистских группировок, как «Талибан». Наряду с представлением своих членов в качестве проницательных и мудрых переговорщиков, «Талибан» начал умело продвигать в массы свой имидж более современного, менее консервативного движения, готового взять на себя управление Афганистаном. Как их часто называют «Талибан 2.0», эмиссары движения совершенствуют свой публичный имидж и связи с общественностью
В фокусе этих усилий нельзя не обратить внимание на социальные сети. Комиссия по культуре «Талибана» использует Фейсбук и Твиттер для трансляции сообщений на многих языках. Она публикует сообщения и распространяет различную информацию в выгодном для них свете в мессенджерах WhatsApp, Viber и Telegram. Как недавно отметил в "Твиттере" афганский политический эксперт Шариф Хассан: «в наши дни у талибов даже появились «тролли» в Твиттере. Они защищают мятежников в Интернете, маскируют нелицеприятную информацию и новости группировки, критикуют журналистов, которые сообщают о неугодных фактах про группировку.
Возможно, что цель группировки в информационном пространстве как раз и состоит в том, чтобы манипулировать восприятием как внутренней афганской аудитории, так и западными читателями. Исламские боевики публикуют и умело раскручивают статьи, изображая себя патриотами, в то же время характеризуя войска Коалиции как оккупантов, а Афганские национальные силы безопасности - как «наемников», возглавляемых марионеткой Ашрафом Гани. Они передают свои послания не как угрозы, а как нежные наставления, произносимые в тоне мудрых старейшин, обращающихся к непокорным молодым людям. В столетнюю годовщину независимости Афганистана 19 августа движение «Талибан» присоединилось к национальным празднованиям, выступив с заявлением перед афганцами, в котором говорилось о необходимости единства всех национальностей, а также острой необходимости изгнания западных оккупантов и самостоятельному управлению страной.
Для движения, про которое все привыкли думать, что оно стремится к возвращению в ультраконсервативное, нетерпимое общество 15 века, такое управление современным восприятием и информационными технологиями, и возможностями 21 века является не менее чем кардинальной трансформацией.
Также, некоторые афганские эксперты утверждают, что «Талибан» провозгласил соблюдение обязательств по защите прав, разработанных в 2001 году, и что эти права будут соблюдаться в соответствии с исламскими принципами.
На самом деле в действиях группировки есть толика здравого смысла, особенно на фоне обвинения Запада в оккупации страны и именование афганского правительства – марионетками Вашингтона. Становится очевидно, что «мир в Афганистане» не более чем громкие предвыборные обещания очередного американского президента, а также способ заработать огромное состояние на колоссальных военных и гуманитарных расходах. Именно поэтому, призывы «Талибана» к единству и возвращению к афганским традициям вызовут долю здорового любопытства и интереса у любого заинтересованного в проблеме читателя. Все же, не исключено, что новоявленный «Талибан 2.0» не более чем «маска», используемая группировкой.
*"Талибан" - движение запрещенное на территории стран Центральной Азии и России