Валентин Васильевич Бондаренко. Родился 16 февраля 1937 года.
Приветствую, дорогой читатель! Этой статьей я хочу начать цикл публикаций "Люди космоса". Это люди, без остатка отдавшие себя своей Стране и своему Делу - космонавтике.
Во всем мире известно имя Юрия Гагарина. Германа Титова знают уже не все. А о тех, кто погиб на этом тяжелейшем пути, не знает почти никто. Мне хочется донести до Вас их имена.
Я не буду писать о том как погиб Валентин Бондаренко. Вместо этого открою Вам пару страниц из его жизни, и то, каким он был человеком!
"23 марта 1961 года. Десять дней назад Валентин зашел в это крохотное помещение, полностью изолированное от окружающего мира. За ним закрылась тяжелая стальная дверь. Он остался один на один со своими мыслями и программой экспериментов. У него была высокая цель - совершить полет в космос! Но сначала нужно было ответить на вопрос - способен ли он выдержать все испытания для тела, разума и воли? Сможет ли он преодолеть себя, свои страхи и сомнения?"
Мужества без страха не бывает . Оно рождается именно там - на лезвии самого последнего предела душевных сил. За этим пределом - вечность. Ты либо рождаешься заново и становишься Человеком, либо отступаешь и потом до конца жизни терзаешься "от того, что не смог"
"Валентин огляделся: в свете скудного освещения он увидел кресло, небольшой столик для работы, пульт, бортовой журнал, крохотные иллюминаторы на стенах - как на борту корабля. Выйти самостоятельно нельзя. Он понимал: - Нужно испытать свою психику в условиях близких к настоящему космическому заточению. "Там" от этой страшной пустоты меня будут отделять только несколько миллиметров обшивки. И никого вокруг!"
В сурдокамере психика даже самого здорового человека может не выдержать. Не все кандидаты в космонавты смогли пройти это испытание. Через несколько дней полного одиночества могут начаться звуковые и визуальные галлюцинации, приступы паники, посещать навязчивые идеи - вот далеко не полный перечень всего того, что происходит с человеком в настоящей, полной изоляции. Космонавт может обращаться к операторам через переговорные устройства, его слышат и видят, но по условиям эксперимента он ничего не услышит в ответ. Такими были первые испытания.
Позже летчик-космонавт СССР В. Комаров напишет: "О своем пребывании в сурдокамере спустя годы вспоминают в мельчайших подробностях многие космонавты. И это понятно: эмоций там хватало через край. Случались и галлюцинации. Например, одному казалось, что стены смыкаются и размыкаются перед его глазами, другой отчетливо увидел... стаю белок, марширующих по снежному полю с мешками через плечо, третий слышал музыку Баха и Бетховена... "
"Сегодня было трудно уснуть. Вспоминались родители, Аннушка и Сашенька. Как они там сейчас? Вспоминались родные степи, аэроклуб и прибалтийское небо. Скорость. Полеты. - Когда-нибудь я увижу из космоса и Прибалтику и Харьков, и весь Мир! - пообещал себе Валентин. - Нужно выдержать сурдокамеру. Возможно, тем кто будет работать здесь после меня, будет легче. Пора готовиться к эксперименту. Затем можно будет снять с себя датчики приборов..."
Летчик-космонавт СССР Павел Попович вспоминал: «Валя был очень добродушным, весёлым парнем. Сам любил пошутить и никогда не обижался, когда подшучивали над ним. Он отлично пел, голос и слух — выше всяких похвал. Мы называли его «Звоночек». Каждое утро, а он жил на самом верхнем этаже дома, Валентин сбегал по лестнице и стучал во все квартиры: «На зарядку, на зарядку!»
28 апреля 1960 года Валентина Бондаренко зачислили в первый отряд советских космонавтов. Ему было 23 года! Он был самым молодым в отряде.
Летчик-космонавт СССР Георгий Шонин рассказывал: " Однажды на подоконник из квартиры на пятом этаже вылез мальчишка и в страхе застыл. А внизу уже собралась толпа. Стали уговаривать мальчонку вернуться внутрь, но тот боялся даже пошевелиться. Бондаренко отреагировал мгновенно: поднялся по водосточной трубе на пятый этаж и снял ребенка с подоконника. «Я всегда восторгался его самоотверженностью и решительностью. Меня и теперь трясет, когда вспоминаю, как Валентин поднимался по водосточной трубе. А ведь каждую секунду он мог свалиться вместе с трубой. Тогда все окончилось благополучно. Внизу Валентина встретили как героя, а он, улыбаясь, отмахнулся: «Бывает и куда сложнее». "
Валентин Бондаренко помог сделать космонавтике один шаг вперед. Похожая ситуация с пожаром в сурдобарокамере случилась и в NASA, в 1967 г. Тогда погибло три американских астронавта. NASA подготовило инструкцию по безопасности объемом в 213 страниц. Но в ней не было предусмотрено ни одного пункта на случай пожара.
В те годы космонавтика делала только первые шаги. Предусмотреть все было невозможно. Сейчас нам легко осуждать поступки, сделанные другими людьми в прошлом. Осуждать вообще очень легко, но попробуйте что-то значительное совершить сами и не наделать ошибок!
Своей жизнью и своим Подвигом Валентин Бондаренко спас жизни многих других космонавтов. Сразу же после его трагедии была изменена внутренняя среда в барокамере, были пересмотрены и изменены программы испытаний, усилены противопожарные меры.
Когда смогли выровнять давление и открыть обе двери в барокамере, Валентин вывалился на руки медиков: "Не вините никого - я сам виноват" , - сказал он, даже в эти минуты думая о своих товарищах, о программе, о своем деле. Валентину было 24 года.
Это была первая и последняя трагедия на тренажерной стадии испытаний в истории отечественной космонавтики.
Валентин Бондаренко навсегда вписал свое имя в историю мировой космонавтики и всего человечества. Его именем назван один из кратеров на Луне. Его именем будут называть будущие воздушные и космические суда, лаборатории, центры подготовки.
"Какое оно сейчас - мое харьковское небо? Такое же высокое и безмятежное? А у моих товарищей все также щемит сердце во время взлета на рассвете, когда Солнце только покидает свой звездный чертог? Где-то там, за Владивостоком ... От Харькова до Владивостока очень близко - всего лишь один краткий полет моей мысли " ...
Пришло время думать! Пришло время вспомнить о своих героях! А вы как считаете?