Советские школьники семидесятых-восьмидесятых годов жили в спокойное время, так как ни о каких насильственных действиях советской власти за весь предыдущий период, сведения в официальную печать не проникали.
Это счастливое неведение потом назовут «эпохой застоя».
В отечественных школьных учебниках того времени, подобные темы также почти не находили отражения.
Ужасам коллективизации и раскулачивания на селе был посвящен один-единственный скромный абзац, рассказывающий про «перегибы на местах».
Его появление, конечно, обусловлено тем, что сам товарищ Сталин, в свое время, высказал такую формулировку.
Большинство взрослых обходили этот вопрос глухим молчанием.
Старшее поколение и, соответственно, очевидцы событий, в силу воспитанного в них и укоренившегося страха, а люди помладше, видимо, не хотели портить подобными разговорами настроение ни себе, ни своим детям.
Правда, уже тогда, по рукам ходили художественные произведения запрещенных писателей.
Но, во-первых, за это можно было получить реальный срок заключения, или как минимум, поставить крест на карьере, а во-вторых, круг читателей такого рода был ограничен.
Кроме того, существует огромная разница между литературной прозой и сухими статистическими данными, скрепленными государственными печатями и спрятанными в спец. библиотеках, для служебного пользования.
Спрятанными навсегда, как надеялась советская власть.
И вдруг все изменилось.
Причины, по которым так стремительно пал Советский Союз, до сегодняшнего дня скрупулезно анализируют историки и политологи.
С тех пор на нас обрушилась такая лавина информации, что отличить правду от вымысла, стало возможным, лишь внимательно изучив секретные бумаги, в ранее наглухо закрытых хранилищах.
Сразу после развала СССР, власть допустила промах (или, наоборот, умышленно) и открыла ненадолго почти все архивы, только желающих серьезно работать с документами оказалось не так много.
Кстати, общедоступной стала даже информация, содержащая в себе строгую государственную тайну, но сейчас не об этом.
Генеральный секретарь коммунистической партии с почти тридцатилетним стажем правления, внезапно занял место обвиняемого в самых страшных преступлениях, как будто он один создавал социалистическое государство.
Самое печальное, что большинство ужасных домыслов оказались правдой.
Выяснилось, например, что расстрелы высокопоставленных военачальников, обвиненных в шпионаже в пользу Германии, продолжались и летом 1941, когда каждый командир был на счету.
Количество репрессированных, в различных изданиях, варьировалось в зависимости от уровня образования автора.
Доходило до оценки в 60 миллионов пострадавших граждан, при общей численности довоенного населения 162 миллиона человек.
На сегодня, казалось бы, выяснена судьба почти четырех миллионов узников сталинского режима.
Давайте сразу оговоримся, что, возможно, это не окончательная цифра.
Мы очень долго полагали, что во время Великой отечественной войны, погибло 20 млн. человек, а товарищ Сталин в июне 1945 года вообще начинал отсчет с семи миллионов.
Кроме того, в этот перечень не входят люди, умершие голодной смертью, коих было гораздо больше, так как до вступления во власть Н.С. Хрущева, на всей территории СССР не было сытых лет.
То есть, если вся страна целиком, голодала изредка, примерно раз в 10 лет (не так часто, правда), то отдельные районы делали это постоянно. Многочисленные случаи каннибализма, хоть и замалчивались, но давно уже никого не удивляли.
Также не существует статистики, по которой можно провести подсчет сломанных судеб, а сами жертвы не хотят вспоминать об этом за давностью лет.
Но вернемся к числам.
Разве доказанные цифры, исчисляемые миллионами в прошлом живых людей – это мало?
Не надо быть щедрыми в историческом плане за счет предыдущих поколений – миллионом меньше, миллионом больше.
Попробуйте сейчас, в наши дни, расстрелять десять человек.
Пусть даже один из них точно этого достоин, а половина из оставшихся виновна в мелких преступлениях, за которые не присваивают «червонец», «четвертак», или тот же червонец, но без права переписки.
Это к вопросу о том, что многие были осуждены не безвинно, а за совершенные преступления.
Например, за невыполнение плана по сбору урожая, или за принадлежность к ранее правящему эксплуататорскому классу.
Кстати, в США тоже была гражданская война, со всеми ее ужасами и зверствами.
Только победителям хватило политической воли и мудрости, на законодательном уровне запретить преследование участников конфликта с противоположной стороны, чтобы не плодить «врагов народа».
В конце концов, так ли значимо с исторической точки зрения (не для конкретных людей, конечно), увеличатся эти данные или нет.
Если страной правит тиран и параноик с наклонностями садиста, то количество жертв это лишь технический вопрос времени.
Мы не знаем точно, сколько диктатор Иди Амин съел своих подданных за отведенный ему срок на троне Уганды, но мы точно знаем, что он был каннибалом.
Конечно, товарищ Сталин не был людоедом, он всего лишь заставил граждан своей страны ими стать, создав необходимые условия.
Пройдут годы, и, конечно же, история сохранит имя Сталина, наряду с другими значимыми фигурами XX века.
Поэтому очень важно, чтобы в школьных учебниках, о Беломорканале, например, рассказывалось, прежде всего, как о безымянной могиле десятков тысяч рабов социалистического строя.
И только после этого, как о грандиозном сооружении сталинской эпохи (почему-то, при упоминании о пирамидах, на этом не забывали делать акцент).
Далее по списку всех, без преувеличения, великих строек того времени. Очень длинному списку.
Ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.
Забыть нельзя реабилитировать
А.В. Тарасов - дань уважения, полученная за океаном
Испания-СССР: дружба, скрепленная золотом