Уже месяц в России не летает последний пассажирский Ту-154. В октябре'20 у него кончится сертификат лётной годности.
Самолёт с регистрационным номером RA-85757 с 28 сентября 2018 года оставался единственным в России бортом Ту-154, который использовался на регулярных пассажирских рейсах. Летал в компании «Алроса».
23 марта 2020 года самолёт выполнил полёт по маршруту Иркутск — Мирный и после него в небо не поднимался. Сегодня уже конец апреля — вполне возможно, что это конец не только месяца, но и всей истории эксплуатации Ту-154 на пассажирских авиалиниях СССР, а затем и России.
По данным Russianplanes, сертификат лётной годности RA-85757 заканчивается 30 октября 2020 года. Вряд ли его будут продлевать. И не факт, что с текущим спросом на полёты «Алроса» будет выполнять регулярные рейсы на Ту-154 до конца октября.
По этому поводу решил ещё раз вспомнить легендарный самолёт и собрал в одном посте свои фото Ту-154. На мой взгляд, это самый красивый пассажирский лайнер советской эпохи. А вы как считаете?
48 лет в воздухе
9 февраля 1972 года состоялся первый регулярный пассажирский рейс на Ту-154, это был полёт по маршруту Москва – Минеральные воды.
Если 23 марта 2020 года станет точкой в эксплуатации Ту-154 на регулярных авиалиниях, то в военных и других государственных ведомоствах ещё продолжают использовать самолёты этого типа. Например, борт Ту-154Б-2 (RA-85555) летает в интересах Минобороны РФ.
Ту-154 – самый массовый реактивный пассажирский самолет в истории отечественной авиации, с 1968 года было выпущено 1026 лайнеров. Для сравнения: Ту-134 – 854 машины, «Боинг 737» – 10576 (с 1968 по 31.03.20).
Одна из особенностей Ту-154 – заднее расположение двигателей. Плюсы: меньше шума в салоне, меньше разворачивающий момент при отказе двигателя. Минусы: в некоторых условиях такое расположение повышает вероятность помпажа и отказа сначала боковых двигателей, а потом и среднего, снижения эффективности руля высоты. Возможный результат такого стечения обстоятельств – самолет сваливается в плоский штопор, вывести из которого Ту-154 сложно, необходимо специальное оборудование.
Память
В год 40-летия пассажирских рейсов на Ту-154 в новосибирском аэропорту Толмачёво установили в качестве памятника на постаменте летавший в авиакомпании «Сибирь» Ту-154М с регистрацией RA-85628. За четыре года до этого, в 2008, в Москве уничтожили стоявший 40 лет на ВДНХ в качестве музея один из первых образцов Ту-154 (ссылка на подробности в конце поста).
В сентябре 2010 г. Ту-154М аварийно сел в крошечном поселке Ижма на ВПП, не предназначенную для больших самолетов. Причиной посадки стал полный отказ электроники в воздухе. Лайнер выкатился за пределы ВПП и уткнулся в лес, но никто из 70 пассажиров не пострадал. Экипаж получил высокие награды. Позже этот самолёт с бортовым номером RA-85684 отремонтировали и он сам улетел из Ижмы. Самолёт вернули в строй и он продолжал возить пассажиров — до 29 сентября 2018 года, когда совершил торжественную финальную посадку в новосибирском аэропорту Толмачёво, где был передан в музей под открытым небом.
На Ту-154 впервые в советской гражданской авиации появилась автоматическая бортовая система управления. Пять самолетов Ту-154 в 80-х годах участвовали в программе создания космического корабля «Буран», две машины Ту-154ЛЛ умели садиться в полностью автоматическом режиме.
Ту-154 можно найти в музеях авиации, причём не только в России — например,легенду в ливрее венгерской авиакомпании Malev можно увидеть в аэропорту Будапешта. Когда-нибудь доберусь до него, наверное) А пока видел самолёт в музее в аэропорту Томска — там можно не только посмотреть, но и подняться на борт советского авиалайнера.
Интересные факты
Ту-154 с 1985 года поставлялся за рубеж — в частности, в Чехословакию, Китай, Болгарию, Польшу, Сирию. В 1990-е и начале 2000-х на таких самолётах летала и S7 Airlines («Сибирь»). Ту-154 застали переход S7 от бело-голубой к зелёно-салатовой ливрее.
Ту-154 появился на регулярных рейсах на 8 лет позже своего американского аналога – Boeing 727. «Туполев» был круче – мог взлетать с более короткой ВПП, подниматься с высокогорных аэропортов с жарким климатом (727 – нет). Да и высота крейсерского полета у «Ту-154» побольше – 11000-1200 м против 7600-9150 м у «американца». Впрочем, таких «Боингов» было выпущено почти в 2 раза больше, чем Ту-154.
S7 Airlines не летает на «Тушках» с 2008 года, «Аэрофлот» вывел Ту-154 из эксплуатации в последний день 2009 года, выполнив заключительный рейс из Екатеринбурга в Москву.
Ту-154 в ливрее «Омскавиа». Эта компания проработала 14 лет, была признана банкротом в 2008 году. Один из её самолётов до сих пор хранится в аэропорту Омска.
Если бы удалось вовремя модернизировать двигатели, снизить расход топлива, возможно, что самолёт до сих пор оставался бы популярной стальной птицей в российском небе.
Сегодня в России его изредка можно увидеть в аэропортах во время прилёта военных делегаций.
Спасибо за внимание.
Дополнительная информация