59,2K подписчиков

Заброшенный военный городок "Серышево-4" военного аэродрома "Орловка"

8,6K прочитали

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г. Свободный началось строительство нового военного аэродрома под названием "Орловка", а помимо гарнизона при аэродроме, на месте одноимённого села в километре от аэродрома началось строительство большого военного городка для семей офицеров. Но помимо этого здесь же началось строительство ещё одного куда более секретного объекта, а именно ремонтно-технической базы РТБ 12-го ГУ МО, на территории которой в подземных хранилищах хранились и обслуживались специальные боевые части (ядерные) для ракет ПВО.

Но обо всём по порядку.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-2

К 1973 г. военный городок был достроен и получил название "Серышево-4", а к осени того же года был принят в эксплуатацию и сам аэродром, на который передислоцировался 404-й Таллинский Ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-3

Сам полк начал свою историю в 1944 г., когда в составе 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса ПВО Ленинградской армии ПВО согласно приказу от 12.05.1944 г. был сформирован 404-й ИАП, вооружённый самолётами Як-9 и уже 10 июня приступил к выполнению боевых задач в боевых действиях против фашистской Германии.

В сентябре 1944 г. полк принимал участие в Таллинской операции, отличившись в боях за овладение столицей Эстонской ССР г. Таллин, за что приказом Народного комиссара обороны от 22 октября 1944 г. 404-му истребительному авиационному полку было присвоено почётное наименование "Таллинский".

А спустя месяц указом Президиума ВС СССР от 16 декабря 1944 г. полк был награждён орденом Кутузова III степени за овладение островом Сарема (Эзель) и проявленные при этом доблесть и мужество.

1 января 1945 г. 404-й ИАП был исключён из действующей армии и после ряда переформирований весной был отправлен по железной дороге на Дальний Восток в Приморский край, после чего его ждала насыщенная на переподчинения и передислоцирования история.

С 6 мая полк был включён в состав 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО Приморской армии ПВО и базировался на аэродроме "Григорьевка".

В начале лета 1945 г. полк получил 27 истребителей Як-9М, на которых в период с 8 августа по 3 сентября принимал участие в Советско-японской войне, после чего вернулся на аэродром базирования "Григорьевка" и получил очередное почётное наименование "Уссурийский".

К концу зимы 1946 г. полк получил самолёты Як-9У из расформированного 429-го ИАП ПВО и с 1 июля вместе с дивизией вошёл в состав вновь сформированного 1-го истребительного авиационного корпуса ПВО Дальневосточного округа ПВО.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-4

В 1949 г. полк был передислоцирован на аэродром "Коммуна имени Ленина", где в 1951 г. был перевооружён на реактивные истребители МиГ-15.

В мае 1953 года полк вместе с дивизией был переподчинён из 65-го истребительного авиационного корпуса 54-й воздушной армии в состав ВВС Тихоокеанского флота, а в сентябре 1956 г. был передан в 7-ю истребительную авиационную дивизию ВВС ТОФ и передислоцирован на аэродром Центральная Угловая.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-5

А с февраля 1957 г. полк в составе 7-й истребительной авиационной дивизии ПВО передан из ВВС ТОФ в подчинение Отдельной Дальневосточной армии ПВО и стал переучиваться на самолёты МиГ-17.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-6

В 1959 г. в полк стали поступать первые самолёты МиГ-19П и в 1960 г. переподчинён в состав ВВС Дальневосточного военного округа, и передислоцирован на аэродром "Новороссия".

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-7

С 1 августа 1965 г. полк вошёл в состав 303-й истребительной авиационной дивизии Особой Дальневосточной воздушной армии и в этом же году перевооружён на МиГ-21СМ.

А в 1967 г. 404-й ИАП был передислоцирован на аэродром "Кремово".

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-8

В 1973 г. полк был передислоцирован в Амурскую область на свой последний аэродром "Орловка", где в 1978 г. получил на вооружение самолёты МиГ-23М.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-9

С 1983 г. полк вошёл в состав 33-й смешанной авиационной дивизии 1-й воздушной армии, а к 1986 г. был переучен на МиГ-29 и переведён в состав 28-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-10

Осенью 1996 г. полк получил свои последние новые самолёты Су-27, одновременно продолжая эксплуатировать МиГ-29.

Но в августе 2000 г. 404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк был расформирован, а регалии полка были переданы в 23-й истребительный авиационный полк, который был сформирован из убывших с аэродрома действующих самолётов 404-го и 60-го истребительных авиационных полков.

А в 2001 г. аэродром был заброшен.

На фото 2008 г., выложенном Глебом Литвиненко в Одноклассниках в группе служивших здесь, КПП въезда на аэродром.
На фото 2008 г., выложенном Глебом Литвиненко в Одноклассниках в группе служивших здесь, КПП въезда на аэродром.
А это фото 2001 г., выложенное тем же автором с тремя последними самолётами на аэродроме.
А это фото 2001 г., выложенное тем же автором с тремя последними самолётами на аэродроме.
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-13

Так выглядел сам аэродром с ВПП длиной 2500 и шириной 44 метра. На стояночных местах было оборудовано 44 укрытия для самолётов.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-14

Но к сожалению сам аэродром мы посетить не успевали по времени, т.к. были в этих местах лишь проездом и очень спешили, поэтому ограничились лишь посещением заброшенного в 2001 г. военного городка, где проживали семьи офицеров и хранилищами ядерных боеголовок РТБ.

Но тем не менее мы постарались сделать самый информативный по в интернете по истории пост о этих местах.

Начнём с городка.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-15

Для комфортного проживания семей военнослужащих в городке было построено 8 пятиэтажных жилых зданий, общежитие, дом офицеров, спортивный клуб, детский сад, столовая и если верить описанию в интернете сразу два магазина военторга.

Так выглядел гарнизон в 1986 г. на фото, опубликованном Глебом Литвиненко в группе посвящённой гарнизону.
Так выглядел гарнизон в 1986 г. на фото, опубликованном Глебом Литвиненко в группе посвящённой гарнизону.
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-17

Теперь же он представляет из себя пустые безжизненные бетонные коробки.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-18
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-19

После распада СССР инфраструктура начала приходить в упадок, а с середины 1990-х гг. финансирование практически прекратилось и лётным экипажам стали задерживать зарплату.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-20

Если верить информации в интернете, дошло до того, что в 1998 г. семьями военных была заблокирована взлётно-посадочная полоса с требованием погасить пятимесячную задолженность и военный транспортный самолёт попросту не мог взлететь.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-21

Насколько успешной была эта попытка в итоге мы не знаем, но в 2001 г. аэродром и сам гарнизон были заброшены.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-22
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-23

Внутри зданий не сохранилось ничего.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-24
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-25
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-26
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-27

В общем печальное зрелище.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-28

Но собственно заехали мы в эти места не столько ради военного городка, сколько ради другого места.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-29

Недалеко от городка с главной дороги к аэродрому был неприметный отворот, ведущий на территорию бывшей РТБ "Серышево-4" 12-го Главного Управления Министерства Обороны.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-30

По пути к РТБ находилась так называемая точка "Берёза" отдельного батальона автоматизированного управления ОБАУ ВВС в.ч. 61799.

На фото приблизительно 1980 г., опубликованном Сергеем Давыденко в группе служивших в этой части, виден дальномер П-40Д из состава РЛС обнаружения и целеуказания "Броня", которая располагалась на этой точке.
На фото приблизительно 1980 г., опубликованном Сергеем Давыденко в группе служивших в этой части, виден дальномер П-40Д из состава РЛС обнаружения и целеуказания "Броня", которая располагалась на этой точке.

Если ничего не напутали, то у них был позывной "Фаза".

Фото 1978 г. выложенное Виктором Лобашовым в группе служивших на "точке".
Фото 1978 г. выложенное Виктором Лобашовым в группе служивших на "точке".
В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-33

А рядом располагалась часть ПВО в.ч. 75310М, на вооружении которой стояли пусковые установки С-200.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-34

Сама часть РТБ в.ч. 47033 находилась ещё дальше по дороге. Когда-то она была закрытой и имела свой штаб, казарму, столовую, котельную, магазин с продовольственным складом, автопарк и хоздвор с картофельным полем. Правда из этого ничего не уцелело.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-35

Чуть дальше бывшей части находилось то, что нас интересовало здесь.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-36

Далее начиналась техзона с тремя хранилищами в обваловке, одно из которых являлось сборочным цехом. Здесь и хранили ядерные боевые части для ракет, причём вероятно для ракет ПВО.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-37

Да-да, ракеты ПВО тоже снабжались и снабжаются по сей день специальными боевыми частями, которые в случае повышенной угрозы нападения противника выдаются в войска из РТБ.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-38

Для ЗРК дальнего действия С-200 основной ракетой была 5В21, оснащённая осколочно-фугасной боевой частью 5Б14Ш массой 220 кг, из которых 90 кг занимал заряд из смеси тротила и гексогена "ТГ-20/80".

Но существовали и другие модификации ракеты, например для поражения групповых целей типа 5В28Н, оснащаемые ядерной специальной боевой частью СБЧ ТА-18, для обслуживания которых и была построена данная РТБ.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-39

Когда-то эти хранилища имели подогрев от котельной для поддержания необходимого температурного режима.

Как водится, среди жителей военного городка здешних военнослужащих называли Глухонемыми или Глухарями, за их неразговорчивость о своей службе.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-40

Жаль только от хранилищ тоже уже ничего не осталось.

В конце 1960-х гг. в 40 километрах от г.-41

А на этом всё.

Ну и напоследок фото 1980 г. с территории аэродрома, выложенное Сергеем Давыденко во всё той же группе.
Ну и напоследок фото 1980 г. с территории аэродрома, выложенное Сергеем Давыденко во всё той же группе.

Если вам было интересно, то подписывайтесь на наш канал и читайте другие наши публикации.

Спасибо за просмотр и до новых встреч.