Все мы когда то учились в школе и,так или иначе,но что-то с тех пор помним.Кто - то запомнил закон Архимеда: «...Тело,погруженное в жидкость,теряет в своём весе столько,сколько весит вода в объёме...»,у кого-то в память врезалось самое знаменитое уравнение Энштейна(Е=мс2),а я, например, помню что лишь СТЕКЛЯННЫЙ,ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ и ОКАЯННЫЙ пишется с двумя буквами «Н».Но сегодняшняя статья связана не только и не столько со школьными воспоминаниями. Хотя в момент рождения кассетной деки AKAI GX-F66RC(1982-й год) мне было 16 лет,но школу я покинул после 8-го класса и продолжал учёбу уже в другом месте.Впрочем, это не важно.Почему же «стеклянный,оловянный»(про «AKAIянный» я думаю и так всё ясно)и не «деревянный»? Будь у данной деки боковые деревянные декоративные накладки,то и прилагательное «деревянный» пришлось бы ко двору,но таковых у модели нет и никогда не было(но зато,как мне подсказали и доказали в комментариях,существовала версия данной деки в полностью деревянном"макинтоше".И поэтому к такой, понятие "деревянный" тоже можно применить-прим.автора).А с остальным-просто: олово основной элемент припоя и присутствует в ЛЮБОЙ радиоаппаратуре.А стекло-ну во-первых это индикаторы,а во-вторых,по «акаевской» традиции, в данной деке стеклоферритовая магнитная головка.
Так получилось что последний раз кассетную деку компании AKAI я слушал очень давно,пожалуй в конце 80-х или начале 90-х.И это была всем известная GX-9.А потом всё как-то больше были деки SONY,Pioneer,Yamaha,Nacamichi и т.д. Был даже немецкий Grundig из линейки «Fine Arts»,а вот АКАЙ больше не встречался. Зато катушечных «АКАЙ» я за последние 6-8 лет переслушал много.Начиная от 4000-го и 77-го и заканчивая 646-м,747-м и 650-м. Но сегодня речь не о них.
Пусть сам я вероятнее всего уже не вернусь к магнитной ленте(Почему? Читайте статью «Как я пытался вернуться к магнитной записи и почему возвращения не случилось»-там всё изложено ясно и понятно),но любителей и пользователей магнитофонов до сих пор великое множество и я их прекрасно понимаю.Однако и у меня интерес к тем аппаратам,с которыми ещё не приходилось встречаться,не угас.Многие технические решения тех лет продолжают удивлять и, в знак уважения, «снимать шляпу» перед инженерами разработчиками.Да и само звучание порой ломает шаблоны.Ну вот со звучания и начнем.
Включённый «Акай» вызывает ассоциации с новогодней ёлкой: разноцветных огоньков кажется больше чем надо. Но уже спустя какое-то время понимаешь что эта пестрота не раздражает и не отвлекает от главного,то есть от звука. А он поначалу кажется немного непривычным.Что это,собственный почерк или даёт о себе знать стеклоферритовая головка? Вопрос скорее риторический.Тем более что спустя каких-то полчаса ухо адаптируется под новое звучание и забываешь, что поначалу были какие-то «непонятки». Высокие и средние чистоты чистенькие,прозрачные,но лишь в отдельных случаях (если кассета записана с «цифры») кажутся чуть резковатыми. Зато изначально неважные аналоговые(и далеко не первые)копии, магнитофон «вытягивает» до вполне «удобоваримого» уровня.Показалось что чуть подрезается бас,но это если придираться. Сравнивать по памяти с последними из побывавших у меня дек(SONY TC-K555ESG,Yamaha K-1xw, Nakamichi- 660ZX )я АКАЙ не стану.Все они дороже и значит сравнение было бы некорректным. Скажу проще: свою стоимость(108 тыс.иен на момент выпуска) AKAI GX-F66RC отыгрывает на все сто,а остальное уже личные пристрастия(или антипатии).Что касается самого магнитофона...
Что же у него есть,а чего нет...Начну с того,чего нет.Нет сквозного канала.Да,согласен что это не есть гуд,но у того же Nakamichi- 660ZX его тоже не было,что не помешало аппарату произвести на меня неизгладимое впечатление.Нет у «Акая» и трёх моторов-ЛПМ-двухмоторный, но работает шустро,хотя перемотка у трехмоторных дек все же чуточку быстрее.Нет и ручной регулировки подмагничивания,как и ручного выбора типа ленты-за всё это отвечает автоматика. Автоматики в нём для своего времени вообще в избытке,но всё работает чётко и без сбоев.Правда данный экземпляр после полной профессиональной профилактики и реставрации и как там всё было изначально я не знаю.Ну вот пожалуй и всё,из того,чего у AKAI GX-F66RC нет.Теперь о том,что у него есть.Как уже было сказано, есть двухмоторный ЛПМ со стеклоферритовой головкой,есть регулируемый выход и выход на наушники.Есть полный автореверс,причём достаточно оригинальный.Если во многих деках в режиме реверса головка просто разворачивается на 180 градусов,то здесь разворот не предусмотрен: головка просто сдвигается в ту или иную сторону.Поддерживаемый тип ленты: normal,CrO2 и Metal. Определяется моментально и безошибочно и высвечивается на индикаторе.Ну а чего в данной деке в избытке,так это режимов программирования в том числе и по таймеру.Честно скажу: я в них ещё даже не пытался разбираться и не знаю буду ли,поскольку большого практического смысла в этом не вижу. Естественно есть в деке и шумоподавитель Dolby NR(B/C).Ну а если попробовать перевести отдельные фрагменты из официального описания то получится примерно так:
«AKAI GX-F66RC кассетная дека с многофункциональным компьютерным управлением, оснащённая системой шумопонижения Dolby C type NR.
Имеет механизм быстрого реверса, использующий инфракрасный датчик ленты.
Привод с двойным счетчиком , для приведения в движение магнитной ленты в обоих направлениях.
В системе для прямого и обратного хода предусмотрены специальные шпиндельные вал и прижимной ролик, а рабочие характеристики сделаны однородными благодаря использованию симметричной конструкции, центрированной на головке записи / воспроизведения.
Стирающая головка перемещена к внешней стороне капстана для его стабилизации.
Оригинальная головка Super GX с двумя полями используется в качестве головки записи-воспроизведения.
Кроме того, в материале сердечника используются ферритовый материал High Bs, High µ, который обладает высокой магнитной проницаемостью, высокой плотностью магнитного потока насыщения и превосходными динамическими характеристиками, а также расширяет диапазон частот и обеспечивает низкие искажения и улучшенную линейность. Кроме того, обеспечивается превосходная производительность с точки зрения вторичных механических характеристик, таких как стойкость к истиранию и адгезия к пыли.
RPSS, который может программировать порядок воспроизведения музыки, позволяет наслаждаться четырьмя видами автоматического воспроизведения последовательного воспроизведения, случайного воспроизведения, пропуска воспроизведения и случайного повтора.
При последовательном воспроизведении запрограммированные песни воспроизводятся в порядке возрастания номера песни. При произвольном воспроизведении запрограммированные песни воспроизводятся в запрограммированном порядке. С пропуском воспроизведения, вы можете пропустить и воспроизвести установленную песню.
С функцией случайного повтора k-brain может повторять воспроизведение до 99 раз в порядке, указанном последовательным воспроизведением, произвольным воспроизведением и пропуском воспроизведения.
С этим RPSS программа может выбрать до 20 песен из 99 песен.
Дека выпускалась в двух вариантах цветового оформления: серебристый и жемчужный оттенок (я так понял что в моём случае-последнее-прим.автора)
Имеется терминал для дистанционного управления: можно использовать проводной или беспроводной пульт дистанционного управления, продаваемые отдельно."
И некоторые тех.данные:
Частотная характеристика
25 Гц-19 кГц (металлическая лента)-ох уж эти маркетологи,могли бы указать характеристики и со всеми типами ленты(прим.автора)
Отношение SN:
При
использовании Dolby B NR 60 дБ : 5 дБ при 1 кГц, улучшение на 10 дБ при 5 кГц или более При
использовании NR Dolby C: 15 дБ при 500 Гц, улучшение на 20 дБ при 1 кГц или более
Воспроизведение записи: Двойная головка Super GX
Erasure: Erase head x2
Напряжение питания
AC100V, 50 Гц / 60 Гц
Потребляемая мощность
34W
Внешние размеры
Ширина 440х высота 118х глубина 309мм
вес
8.6kg
Продается отдельно: Проводной пульт дистанционного управления RC-21 (¥ 6000)
Беспроводной пульт дистанционного управления RC-90 (¥ 18000)
Извиняюсь,за возможные неточности и шероховатости: адаптировал автоперевод Гугла с японского в силу своих скромных познаний.Поправки и замечания приветствуются.
Я ничего не сказал про запись,хотя попробовал записать пару кассет.Вопросов вобщем- то не возникло: пишет дека вполне прилично. Так что можно резюмировать: даже в наши дни аппарат не выглядит бледно на фоне других,а почти сорок лет назад иметь такой наверняка считалось бы за счастье. Конечно всегда есть что-то лучшее(как и худшее),но лучшее,как правило,дороже: тот же Nakamichi- 660ZX примерно из того же времени был дороже на 50%(158000 иен).И сейчас разрыв примерно такой же(если аппараты в равном техническом и косметическом состоянии).Так что высшего балла я "АКАЮ" ставить не буду,но, с учётом всего перечисленного, твёрдой "4" он заслуживает. И у меня на сегодня-всё. Хотя...
Обращусь к комментаторам-скептикам пишущим: аналоговый звук,магнитофон,кассета (нужное подчеркнуть) мертвы(отстой,шлак и т.д.).Не тратьте понапрасну свою желчь и время.Подобных комментов в сети великое множество и зачем это бесконечно повторять как молитву? Создаётся впечатление что комментатор больше старается убедить в написанном себя самого.Подобные вещи в основном покупают(или продолжают таковыми пользоваться)люди взрослые и, при этом, прекрасно понимающие чего хотят и что могут себе позволить.И они останутся при своих убеждениях что бы там ни писали другие.Так давайте уважать выбор другого,пусть даже Ваше внутреннее "Эго" этому противится. И вот теперь точно всё.
Все фото к материалу сделаны автором.