Найти тему
КомикScience

Характеристика этапов развития психологии (1 часть)

Оглавление

В данной статье будет структурировано и кратко изложена информация о многих основных мыслителях нашего мира, кто в какой-то мере имел отношение к психологии и смежным дисциплинам, аж от Пифагора до Выготского. Приятного чтения!

Античность

Пифагор

Первым рассмотрел вопрос о предназначении души и ее свойствах. Основал школу, цель которой: формирование группы людей, ответственной за общество (направлять его развитие и устранять недостатки).

Считал, что душа человека умирает вместе с телом. Выдвинул идею о том, что мир математики, геометрических и логических формул важнее и объективнее, чем мир реальных предметов.

Гераклит

Изучал процесс познания с помощью анализа этапов переработки знаний, выдвинул предположение об их существовании, 2 этапа: ощущения и разум.

Выдвинул закон Логос (закон становления и развития мира), который никто не может изменить. Внес в психологию идею постоянного развития и изменения.

Демокрит

Считал, что в процессе познания присутствуют ощущения и опыт, которые обобщает разум. Считал, что эмоции управляют поведением.

Гиппократ

Систематизировал научные воззрения на медицину и отстаивал эмпирический характер медицинского знания. Разработал учение о темпераментах.

Сократ

Доказывал, что исследование человека и его души очень важно. В образовании человека выделял: изучение этики и изучение практических жизненных вопросов.

Душа – источник разума и нравственности человека. Существует знание (истина), которое человек в своем размышлении может познать и передать другим. Основал сократическую беседу.

Платон

Разум – главный источник знаний, ощущения (они пассивны) дают знания о единичных вещах и тенях предметов. Мышление активно и связано с речью.

Регуляция поведения должна происходить на основе разума, который помогает оценить ситуацию и избежать эмоций (с которыми нужно бороться). Ученик Сократа.

Аристотель

Написал первую психологическую монографию «О душе». Считал, что разделение души и тела невозможно.

Душа – форма реализации тела, которая не может без него существовать и телом не является.

Ввел понятия общего чувствилища и ассоциаций – механизмов в переработке знаний.

Выделял виды ассоциаций: по сходству, контрасту, смежности в пространстве и времени.

Выделил несколько видов эмоций, разделив чувства и аффекты по степени их влияния на поведение. Ученик Платона ученика Сократа.

Эпикур

Считал, что эмоции управляют поведением и связаны с внешним и духовным миром человека, а также – с его потребностями.

Основная проблема человеческой жизни – страх страданий, страх перед смертью. Страх тормозит развитие человека.

Счастье заключается в атараксии (состояние душевной невозмутимости).

Кто здесь?
Кто здесь?

Средневековье

Августин Аврелий (Августин Блаженный)

Душа - орудие, правящее телом, ее основу образует воля, а не разум.

Августин стал основоположником волюнтаризма (направление в философии, приписывающее Богу или человеку основную роль в развитии природы и общества; противостоит рационализму).

Волевая активность направляется Богом, а это управление производится с помощью самосознания.

Выступал против насилия над детьми и стремления взрослых управлять их поведением и интересами.

Пьер Абеляр

Указывал на то, что в слове следует различать его физическую сущность (звук) и значение, которое (в отличие от звука) сохраняется в мыслях людей.

Создал концепцию развития нравственности и самопознания человека, где доказывал, что критерием нравственности является согласие с собственной совестью.

Считал, что совесть – божественный дар, а ее содержание сходно с библейскими заповедями.

Ибн Сина (Авиценна)

Разработал теорию двух истин, которая помогла вывести предмет психологии из общего предмета богословия.

В теории доказывалось, что есть две независимые прямые - вера и знание. Истина знания имеет право на свою область исследований и на собственные методы изучения человека.

Итого: сложилось два учения о душе – религиозно-философское и естественнонаучное.

Говорил, что в каждой вещи есть общее, что роднит с другими вещами этого класса, а есть единичное – то, что характеризует именно эту вещь.

Один из первых изучал возрастную психофизиологию

Фома Аквинский

Разработал систему под названием «томизм» - гармония человеческого разума и религиозной веры. Стремился соединить богословие с наукой.

Изменил теорию двух истин Авиценны, т.к. считал, что в случае противоречий истина знания уступит вере.

Выступал против отделения души от разума, доказывал, что мышление – главное свойство души, без которого она не может существовать, поэтому нельзя говорить о смерти души и бессмертии разума.

Считал, что душа – вечная, и что нельзя объяснить все ее законы без опоры на теологию.

Главный путь познания – сенсуализм (ощущение и восприятие – основная и главная форма достоверного познания).

Роджер Бэкон

Призывал развивать объективное знание, доказывал, что опыт, эксперименты и математика должны быть положены в основу всех наук.

Считал, что ощущения – ведущий психический процесс и материал, из которого рождается истина. Поэтому, только вербальные методы и схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта.

А здесь кто?
А здесь кто?

Эпоха Возрождения

Бернардино Телезио

Организовал первое общество естествоиспытателей, изучавшее природу.

Главная цель природы – сохранение достигнутого состояния.

В его концепциях впервые зародилась идея гомеостаза (саморегуляции организма, поддержание его динамического равновесия посредством скоординированных реакция)

Хуан Людовик Вивес

Психология – эмпирическая наука.

Создал подход, основанный на анализе данных чувственного опыта. Для верного построения понятий предложил новый способ обобщения данных – индукцию (логический переход от частного к общему, антагонист дедукции).

Эффективный способ подавления негативного переживания – вытеснение другим, более сильным переживанием.

Новое время

Фрэнсис Бэкон

Создал направление «эмпиризм», цель которого – получение знаний на основе эксперимента.

Разработал программу перестройки системы научного знания, ее цель – борьба с сакральностью, догматизмом и схоластикой.

Религия и наука образуют самостоятельные области, их смешение создает фантастическую философию.

Утверждал, что знания необходимо открывать, извлекать и добывать опытным путем. Основа знаний – чувственное познание и опыт.

Предпосылка для построения новой науки / объективного познания – очищение разума от идолов: рода, пещеры, рынка и театра.

Рене Декарт

Основа достоверности знания – разум.

Ввел понятие рациональной интуиции – понимание ясного и внимательного ума.

Основной метод проверки достоверности получаемых знаний – дедукция (логический переход от общего к частному, антагонист индукции).

Выдвинул методологический принцип – сомнение должно присутствовать во всем.

Писал, что существует две независимые и самостоятельные субстанции – душа и тело (дуализм).

Основное свойство души – мышление (не только мыслительные операции, но и ощущения, представления и чувства), свойство тела – распространенность.

Душа – основной инструмент познания.

В содержании сознания выделял три вида идей – порожденные человеком, приобретенные и врожденные.

Бенедикт Спиноза

Бог или Природа – единственная субстанция и реальность.

Душа и тело, мышление и протяжение – два свойства единой субстанции → вывод о единстве и целостности человека, сущностями которых является душа и тело.

Есть три ступени процесса познания: мнение / воображение, рассудок / разум, интуитивное знание. Отдавал предпочтение интуитивному знанию, оно дает безграничное познание мира.

Ненависть и зависть – не недостатки, а тягостные свойства человеческой природы.

Душа имеет активное состояние и стремится к познанию истинных идей.

Джон Локк

Считал, что не существует общих врожденных знаний и общих практических истин.

Сознание человека, психика при рождении – чистая доска, которую заполняет жизнь.

Знание вытекает из опыта (является источником нашего знания) и ощущений, которые составляют основу разума.

Есть два вида опыта: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия).

Процесс познания – результат взаимодействия между человеком и природой.

Предметы имеют первичные (объективные: движение, плотность, фигура…) и вторичные (субъективные: запах, вкус, звук…) качества.

А вот здесь то кто?
А вот здесь то кто?

P.S. Большая (в среднем для Дзена), однако, статья получилась, даже несмотря на то, что здесь, в основном - тезисы. Если Вам угодно знать больше, вы с легкостью сможете развернуть каждый тезис для себя (в интернете множество данных). Что же, продолжение следует...