Многие ниши сейчас лихорадит и не слабо. Кого-то затронули меры сдерживания распространения злосчастного вируса: закрытие кинотеатров, фитнес-залов, мораторий на встречи большим количеством людей и т.д. Кого-то затронуло изменение потребительских настроений - даже если в регионе нет явных запретов и ограничений, люди сами не стремятся ходить в рестораны или проводить выходной день в больших ТЦ с высокой проходимостью. Как говорится, на роспотребнадзор надейся, да сам не плошай. Молчим уже о тех сегментах бизнеса, которые были связаны с туризмом, особенно внешним.
С другой стороны - люди продолжают оформлять документы на ипотеки, юристы дают консультации, работают службы доставки и магазины, кто-то ремонтирует “захворавший” автомобиль. Иными словами, окончательной остановки абсолютно всех процессов нет и не будет. Другое дело то, что многие прежние подходы к ведению бизнеса и организации бизнес-процессов значительно преобразятся в “посткороновирусную” эпоху. В том числе, вынужденно, быстро произведя адаптацию к новым условиям, которые пока меняются ежедневно.
Уже не первый год в компаниях появляются “удаленные” сотрудники и даже целые отделы. И те, кто уже имел опыт с подобной организационной формой труда не будет испытывать сейчас болезненных ощущений, выстраивая работу не на привычной планерке в офисе, а через видеоконференцию или средствами мессенджера. Этот процесс абсолютно не нов. В 2010 году даже вышел бестселлер “Rework”, посвященный в том числе удаленным командам. Беда в том, что бизнес, особенно в регионах России, крайне неповоротлив и подвержен неистовой любви к традиционным моделям, отрицая факт развития общества в целом. И даже без каких-то внешних факторов (будь то кризис или пандемия), настало бы то время, когда значительная часть таких компаний канула бы в лету, уступив позиции на рынках тем, кто более чутко воспринимает изменения и обновления потребностей.
То, что происходит сегодня в мире - подобно вбросу химического реагента. Этот катализатор процессов и реакций для кого-то станет точкой вынужденного активного роста и развития, а для кого-то - той самой обжигающей субстанцией, которая поглотила Терминатора в легендарной второй части. Ибо многое измениться, а какие-то процессы ускорятся.
Параллельно переходу сотрудников в “домашний режим работы”, стал расти спрос на удаленные услуги. Но, опять же, на сколько это неожиданный сюжетный твист? Последние годы количество людей, получающих знания на дистанционных курсах только растет, за это же время развивались сервисы, посвященные телемедицине, а мессенджеры сделали наше общение постоянным, но более опосредованным. Потребитель стремился туда, где процесс получения услуги был ему проще. Поэтому маркетплейсы типа всем известного “дико-ягодного” магазина так быстро завоевывали города и сердца людей.
Какой бизнес может оказывать услуги дистанционно? Практически любой в той или иной степени. Да, в области медицины есть свои нюансы, регулируемые законодательно, но даже тут все абсолютно не безнадежно, было бы желание. Что говорить о сфере услуг типа: юридическое и бухгалтерское сопровождение, образование, разработка, маркетинг и т.д. Просто, если раньше это было безсистемно, то сейчас это станет нормой. Да, я хочу иметь персонального тренера и заниматься дома, по видео. Именно так я хочу научиться танцевать, без необходимости лишних походов куда-то, а сейчас такое количество “желающих” вынужденно будет расти. И если кто-то предложит раньше вас подобное решение, сделает потребителю “более удобно”, то особой необходимости возвращения к вам обратно у него уже не будет.
Во многих службах доставки в свое время стало нормой - трансляция в реальном времени процессов приготовления на кухне. С одной стороны, это помогало дополнительно сблизиться с потребителем, обнажая пред ним одно из самых сокровенных 🍴 С другой - повысить доверие, демонстрируя “чистоту и порядок”.
В “новом мире” это станет еще актуальнее. Не сможет бесследно пройти такая волна пропаганды внимания к личной гигиене. Если мама, папа и садик не приучили нас мыть руки, то общественность, государство и СМИ привили на раз эту привычку. Что это значит? Все просто - будет расти обеспокоенность и брезгливость, во имя заботы о своем здоровье. Увы, и здесь нет ничего нового. В последнее время осознанность потребителя растет. И в каких-то сферах выбор не всегда делается по принципу “где дешевле”. Просто сейчас этот процесс должен пойти быстрее, а требования людей станут немного, но выше. Уже сегодня формат спортзала 90-х с соответствующим амбре в раздевалках, не может похвастаться ни достойной выручкой, ни качеством клиентской базы. Особенно это касается сферы красоты и медицины. Да, к сожалению, никуда не уйдут частники и клиники без лицензий за один день, но процесс этот будет значительно ускорен. Ведь сейчас мы с каждым днем осознаем то, к чему может привести несоблюдение элементарной гигиены, а что говорить о серьезных вмешательствах. В выигрыше будут те, кто уже идет по верному пути.
В целом, если раньше вы цеплялись за прошлое и старые методы, теперь изменений не избежать. Чем раньше вы это осознаете - тем лучше. Ведь дело не столько в текущем положении дел или мерах (они есть и, с высокой вероятностью, будут какое-то время расти в сторону ограничений). Вопрос лишь один - в каком состоянии будет ваш бизнес, когда все успокоиться, а мир немного, но поменяется. И зависит это от ваших действий именно сегодня, не смотря на то, какой сложной кажется ситуация.
Сигналов о необходимости перемен хватает. Посмотрите на те же социальные сети: инстаграм внедряет групповой просмотр лент в формате видео-чатов, каждый день стартуют новые надстройки и сервисы, призванные помочь тем, для кого Интернет стал основным местом дислокации 🌐 Вольетесь ли вы в эту волну - исключительно индивидуальное решение.