«От сумы да от тюрьмы не зарекайся», — учит народная мудрость. В этом на собственном опыте убедились главные герои комедии «Каникулы строгого режима», снятой по мотивам одноимённого романа Андрея Кивинова и Фёдора Крестового. На экране снова знакомые лица – Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев. Но речь пойдет не о реинкарнации героев нашумевшей «Бригады». В сюжетной канве удивительным образом переплелись уголовно-лагерные мотивы и пионерская зорька. И все это щедро приправлено японской стилистикой с философским подтекстом. Что их этого получилось? Сейчас разберемся. А еще вспомним о том,
• на какие жертвы пришлось пойти актерам ради удачных кадров;
• почему Сергей Безруков не оправдал надежд юных артистов;
• чем связаны между собой японский театр и люди по ту сторону закона;
• и кому из съемочной группы участие в фильме едва не стоило жизни.
Эта тема стара как мир и в современном кинематогрифе нет недостатка в фильмах о местах не столь отдалённых, дерзких побегах и последующих приключениях главных героев. Но стоит сказать, что в основе сюжета "Каникул строго режима" лежит вполне реальная история о беглых зеках, которые скрывались от преследования в пионерском лагере, где работала жена одного из них. Но главная интрига заключается в том, что сценарий к фильму написали бывший милиционер и бывший заключённый. Андрей Кивинов, кстати его настоящая фамилия - Пименов, известный как сценарист сериала "Убойная сила" и первого сезона сериала "Улиц разбитый фонарей", подполковник полиции в отставке, а Фёдор Крестовый это тоже творчески псевдоним, а настоящее его имя - Андрей Румянцев. Последний является автором книг "Как выжить в зоне" и "Как уберечь от криминала себя и близких", он провёл в местах не столь отдалённых целых 12 лет.
Сценаристы активно участвовали в съёмочном процессе, помогали выстраивать специфические обороты речи, объясняли обычаи и нравы осуждённых и даже сами появлялись в кадре. Так Андрей Кивинов снова примерил форму сотрудника внутренних дел и стал дежурным Прохоровым с которым по телефону общался не в меру бдительный Ложкин. А Фёдор Крестовый сыграл заключенного, который по приказу "Шамана" едва не лишает жизни опера Кольцова.
Стоит сказать, что кинодебют Фёдора получился весьма оригинальным. Во время съёмок его едва не покалечили. В первой же драке Дмитрий Дюжев нечаянно раскроил ему голову, кто-то из каскадёров, перепрыгивая через стол рухнул прямо ему на спину. Проходящая массовка оттоптала все пальцы на руке, а ещё Фёдору совершенно случайно пришлось испытать на себе крепость кулаков Алексея Кравченко, сыгравшего Сергея Гагарина. Алексею с его брутальной внешностью не в первой играть плохого парня, зрители хорошо помнят его по фильмам "Девятая рота", "Спецназ", "Бригада" и ряде других. Хотя актер и признаётся, что предпочитает более серьёзные драматические роли и мечтает отойти от амплуа "человека с оружием". В целом же драки и потасовки получились натуральными не только на экране. У многих актёров остались на память ссадины или синяки. Но тут уж ничего не поделаешь, искусство требует жертв.
Кстати тема искусства и творчества получилась одной из ведущих в картине, чего только стоит масштабная постановка под названием "история государства российского", которой решил удивить руководство начальник колонии Николай Филлипович Вышкин в исполнении блистательного Владимира Меньшова. А яркие идеи заключённого Василькова? Которого сыграл Кирилл Плетнёв. Того самого артиста, с чьей легкой руки в картине возникла японская тема и выражение "ханамити". В фильме это слово трактуется как дорога к новой жизни, к обновлению. Это слово действительно позаимствовано из японской культуры. В театре "Кабуки" так назывался помост, идущий от сцены в зрительный зал. Прохаживаясь по этим мосткам актёры получали от зрителей так называемое "хано" вознаграждение за хорошую игру, завёрнутые в бумагу деньги, одежду и другие дары, вместе с букетом цветов соответствующего сезона. Отсюда и название - "Дорога цветов". Точно также забитые и забытые жизнью люди Сумароков и Кольцов восходят на свою дорогу цветов, где раскрываются по-новому не только для людей, но и для себя, и при этом получают заслуженное уважение и любовь.
У некоторых зрителей подобный микс русского духа и японской поэтики вызвал недоумение. Однако режиссер Игорь Зайцев, который к слову и сам появлялся на экране с улыбкой объясняет, что очень хотел показать эту историю не бытовой, а с лирическим оттенком поэзией Востока и ноткой волшебства, ну и конечно же в исполнении харизматичных актёров. Есть версия, что в образе Сумрака, должен был появиться Владислав Галкин, но из-за травмы ноги, полученной на съёмках второй части сериала "Диверсант" он не смог приехать. Поэтому на экране вновь возник хорошо знакомый зрителям дуэт - Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев. Артисты были очень рады снова встретиться на съёмках, бесконечно шутили и от души смеялись, настолько, что едва не сорвали первый съёмочный день. Свести их на одной площадке было довольно смело, ведь у многих опять же возникает ассоциация с темой "Бригады".
Многие ребята, играющие в масовке ожидали увидеть Сергея Безрукого в его привычном образе крутого дядьки в чёрном пальто. Но когда тот появился на публике уже в гриме, тельняшке и кедах на босую ногу, то они сначала просто не узнали его, а потом долго не могли скрыть разочарования от увиденного. Зато в ходе съёмок ребятня постепенно сдружилась со своими вожатыми не только на экране, но и в жизни. Чтобы сломать стереотипы "бригадиров" Дюжев перекрашивает волосы и даже обесцвечивает брови,а Безруков вставил железные фиксы, эта идея принадлежит самому актёру, дескать с такими зубами у его героя даже не улыбка, а железный оскал, а за ним история человека, который с юности сидит в тюрьме и вынужден буквально выгрызать своё право на жизнь и воевать "за место под солнцем".
Когда фильм, впервые демонстрировали в местах лишения свободы, заключённые обратили на это внимание, но подметили, что железных зубов на зоне уже не носят, а ещё добавили, что совершить побег из зоны строго режима довольно сложно, да и массовый бунт по такому поводу, как показано в картине никто не станет затевать. Впрочем и заключенные, и сотрудники колонии сошлись во мнении, что в данном случае достоверность не так уж и важна. И, конечно, публика не поленилась сравнить каникулы со старой советской лентой "Джентльмены удачи". И там, и здесь места не столь отдалённые показаны без пошлости и блатной романтики, юмор переплетается с лирикой, а в некоторых эпизодах сквозит печаль. Например, когда Сумрак рассматривает фотографии присланные любимой женщиной, а герою Вицина приходит письмо от сына, также нельзя не заметить явную параллель с комедиями "Усатый нянь" и "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрёщен". Многие начинают вспоминать свои юные годы, а слова "пионерский лагерь", "вожатые" , "речёвки", "отряды", как по волшебству переносят в далёкое пионерское детство.
В съёмках было задействовано более сотни юных актёров, каждый из которых удачно вписался в общую картину. Вот только была одна проблема - фильм снимался в течении двух лет, поэтому в некоторых кадрах ребята взрослеют прямо на глазах. Не смотря на то, что приходилось много работать, юные актёры старались не жаловаться, где нужно - хулиганили или демонстрировали командный дух, изображали панических ужас, удирая от чудовища, чтобы заплакать в кадре смотрели на прожекторы, пока не начинали слезиться глаза и даже плескались в воде, не смотря на то, что летние сцены снимались глубокой осенью. Правда, не все выдерживали режим ночной съёмки, выкладываясь в течении дня, к ночи, ребята просто падали с ног, сложнее всех приходилось юному Игорю Петрову, игравшему Юру Ложкина. В совместных сценах Сергею Безрукову приходилось его буквально тормошить, ведь тот всё время засыпал прямо в кадре. Съёмки велись в Псковской области в районе города Остров, а самые живописные сцены снимались на берегу озера Гороховое, где был выстроен целый городок на воде. Именно здесь, на берегу, в трюме старого судна пацаны "резались в очко". Правда из соображения цензуры мощный поток Фени зрители так и не услышали. На её фоне запустили самую что ни на есть пионерскую песню.
Пусть некоторые и скажут, что сюжет картины довольно простой и незатейливый, но он находит отклик в сердцах зрителей. В нём тесно переплетаются правда и выдумка, смешное и грустное, и во всём этом сквозит главная мысль - человеку необходимо дать шанс, ведь порой даже самая маленькая возможность способна изменить целую жизнь.
Спасибо за внимание!