Найти тему
КиноНытик

«Последнее искушение Христа»: как в России и мире приняли самый скандальный фильм Скорсезе

В 1988 году на экраны вышел фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Создатель нескольких классических криминальных драм и ряда исторических фильмов с начала 80-х годов планировал снять фильм с альтернативным взглядов на жизнь Христа.

Однако известные студии и слышать об этом не хотели. Причина проста – все понимали, что подобное кино вызовет гнев христианских общин разного толка по всему миру, и, прежде всего, в США и Европе. О России тогда речи не шло, потому что в 80- годах религиозных фильмов не было и внутри страны.

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Прежде чем рассказать о тернистой истории создания фильма, стоит напомнить вкратце сюжет «Последнего искушения Христа», после чего станет понятно, почему этот фильм - один из самых скандальных в истории американского кинематографа.

Фильм рассказывает историю жизни плотника из Иудеи, который зарабатывает на жизнь изготовлением крестов для казни преступников.

Иисус часто слышит голоса, ему приходят видения, и постепенно он начинает понимать, что избран для чего-то, но не может понять для чего и кем – Богом или же дьяволом.

-2

Иисус много времени проводит с Иудой, который осуждает его за диалог с властями. После этого начинается их совместное странствие, к кресту, которым оно окончится.

При этом, у главного героя есть жена, дети, он спит с Марией Магдалиной. Весь этот мирской груз и становится его последним искушением на пути к исполнению своего предназначения.

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К БОЛЬШОМУ ЭКРАНУ

Впервые о возможных съемках было объявлено еще в 1983 году, но их пришлось отменить после огромного количества писем в «Парамаунт пикчерз» от христиан из разных американских штатов.

Среди верующих ходило немало слухов, в числе которых – нетрадиционная ориентация главного героя, несколько эротических сцен в сценарии, поэтому студии не хотели связываться с проектом. После этого Скорзесе намеревался обратиться к студиям Европы, но потом переключился на другие проекты.

В 1987 году другая известная студия «Юниверсал Пикчерз» привлекла к работе известного консультанта по христианству Тима Пенлэнда, чтобы тот примирил идею выхода фильма крупными христианскими общинами. Но консультант очень быстро перешел в стран противников фильма.

Лидеры христианских общин говорили примерно следующее:

«В фильме автор намерен показать ложное, перевернутое представление об историческом и библейском Иисусе», - писали в открытых письмах христианские фундаменталисты.

В том же году по церквям общественники стали рассылать сотни тысяч экземпляров сценария, также им удалось заручиться поддержкой многих кинотеатров, которые заранее отказались демонстрировать новый фильм Мартина Скорсезе. Чуть позже общины христиан стали выкупать полосы многотиражных газет для разоблачения фильма.

-3

Один из тезисов гласил, что фильм снимается на еврейские деньги, чтобы опорочить историю земной жизни библейского Христа. Цель у общественников была одна – отменить выход уже снятого на тот момент фильма (1988 год).

За пару дней до официального выхода фильма 9 августа фильм раскритиковала официальная католическая церковь, сделав акцент на том, что новый фильм Скорсезе разрушает христианские ценности.

После этого кинотеатры стали массово отказываться от премьеры фильма. А там, где премьера все-таки прошла, противники «Последнего искушения Христа» стали приходить в каждый кинотеатр перед сеансом. Это коснулось Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, а также Сиэтла и Чикаго.

В американских газетах тогда писали, то этот фильм вызвал самую большую вспышку религиозной ненависти, которую когда-либо провоцировал кинематограф. В итоге большая часть кинотеатров страны не стало показывать скандальный фильм.

КАК «ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА» ПРИНЯЛИ В РОССИИ

В России на фильмы, порочащие Иисуса Христа, да еще и западные традиционно приняли настороженно. Но единого мнения одномоментно не возникло, потому что впервые кинокартину показали только в 1997 году в ночном эфире телеканала НТВ.

До этого против демонстрации фильма выступал Патриарх Алексий II. Однако его предупреждение телевизионщики проигнорировали.

После показа фильма в ночь на 9 ноября 1997 года резко высказался диакон Андрей Кураев, обвинив в скандальном показе тогдашнего собственника НТВ Владимира Гусинского.

Фильм не вызвал широкого интереса, потому что нерелигиозному человеку фильм показался просто неинтересным, а православные христиане в массе своей просто не стали смотреть кинокартину.

Некоторые российские критики отмечали высокий художественный стиль картины и оригинальный подход к выбору и подаче темы. Однако религиозный контекст многие не упоминали в своих рецензиях.

А вот ныне покойный протоиерей Всеволод Чаплин наоборот, говорил, что фильм не является экстремистским, так как является оригинальным произведением искусства с оригинальной точкой зрения.

Особо стоит отметить и актерский состав фильма: Уиллем Дефо, Харви Кейтель, Майкл Бин и Дэвид Боуи.