Найти тему

Кто хочет отправиться в античный круиз?

Уважаемые читатели, здесь мы поговорим о грандиозном корабле, о котором я попросту не мог не написать.

Дело в том, что, как оказалось, гигантизмом страдали и до того, как это стало мейнстримом во время первой-второй мировой - древние греки построили поистине гигантский деревянный корабль. А назвали его в честь города, в порту которого он был построен - Сиракузия.

Так выглядела "Сиракузия" по описанию Афинея
Так выглядела "Сиракузия" по описанию Афинея

Это античное греческое торгово-транспортное судно, построенное примерно в 240 году до н.э., оно являлось крупнейшим в мире за всю историю античности. Из-за таких размеров его могли принять всего два порта во всём средиземном море - Сиракузы, где были построены, а также порт Александрии - столицы Египта. Именно туда он и отправился в своё последнее плавание, но об этом чуть позже.

Постройкой корабля руководил Архимед. Чтобы понять масштабы работ, будет достаточно указать, что на постройку корабля было затрачено столько древесины, сколько было необходимо для постройки 60 триер - отнюдь не маленьких боевых судов. Оценки грузоподъёмности судна составляют от 1600 до 3650 тонн, а строился он около года. Когда основная часть корпуса была построена, Гиерон II, царь Сиракуз, который и отдал приказ о постройке корабля, велел Архимеду спустить судно на воду и затем достроить его и приняться за внутреннюю отделку. Однако, спустить ещё недостроенный корабль было не так и просто, он был поистине огромен для своего времени. С этой нетривиальной задачей Архимед со своими помощниками справился, изготовив сложный механизм из сложных блоков и лебёдок. После успешного спуска будущей Сиракузии на воду, Архимед и произнёс свою крылатую фразу:"Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю."

-2

Также при постройке корабля впервые были применены архимедов винт для откачки проникшей в трюм воды и технология против обрастания корпуса водорослями и морскими организмами, которая заключалась во внешней свинцовой обшивке корпуса с пропитанным смолой полотном под ней.

А вот и менее впечатляющее изображение знаменитого корабля
А вот и менее впечатляющее изображение знаменитого корабля

Спустя пол года, корабль был полностью достроен. Его внешность и размеры вне всякого сомнения поражали современников. На судне было двадцать скамей для гребцов и три прохода один под другим. Нижний вёл к трюму, второй — к каютам, третий — к помещениям для воинов. Кают было 30, в каждой находилось по 4 койки. Само судно было рассчитано на 120 пассажиров. Для корабельщиков предназначался зал с пятнадцатью койками и три отдельных покоя с тремя койками в каждом. Пол кают выложили мозаикой со сценами из «Илиады» Гомера. На судне располагались гимнасий, дорожки для прогулок с беседками, конюшни, бани, рыбный садок и даже посвящённый Афродите храм. Всё это было украшено статуями и мозаиками из мрамора и слоновой кости.
Помимо элитного интерьера и храма, корабль не был лишён защиты от нападения. На судне было 8 башен, предназначенных для лучников и пращников. Помимо всего прочего, на Сиракузии была установлена катапульта, разработанная Архимедом, способная метать камни весом в три таланта (78 кг) на дальность до 200 метров.

Гиерон II
Гиерон II

Построенное судно могло быть как транспортным, так и торговым. Но давайте вспомним о его непрактичности - его могли принять лишь два порта во всей акватории Средиземного моря. Помимо всего прочего, Рим не желал усиления Сиракуз и приказал Гиерону II избавиться от корабля. Царь Сиракуз Гиерон II нашёл весьма креативное решение...

Птолемей III Эвергет
Птолемей III Эвергет

В ту пору в Египте был неурожай, тогда царь Сиракуз и решил под предлогом помощи с голодом передать корабль египетскому фараону Птолемею III Эвергету. Когда судно достроили его загрузили 60 тысячами медимнами хлеба, десятью тысячами бочек солений, двумя тысячами талантов шерсти и двумя тысячами талантов прочих грузов. Снарядив "Сиракузию" экипажем, её отправили в Александрию. Это было первое и... последнее плавание корабля. Нет, оно не потерпело крушение, "Сиракузия" благополучно достигла берегов Египта, где все грузы были благополучно выгружены и освоены. Впоследствии корабль был переименован в "Александриду" и вытащен на сушу, а позже его и вовсе разобрали.

Некоторые современные учёные считают, что "Сиракузия" была не намного больше обычного транспортного судна, а впоследствии молва и льстецы гиперболизировали особенности строения, вместимость и обустройство судна. Однако, существуют и сторонники "Сиракузии". Учёные Лионель Кассон и Олаф Хёкманн называют её самым большим кораблём Античности и эпохи эллинизма, а столь детальное описание свидетельствует в пользу реального существования «Сиракузии» Оценки грузоподъёмности судна составляют от 1600 до 3650 тонн.

А что думаете вы? Действительно ли существовал такой корабль или же история гиперболизировала описания "Сиракузии"? Пишите ваше мнение в комментарии.