А: Когда-нибудь я расскажу об интересном проекте в сфере туризма, созданном с нуля в чистом поле (буквально), привлекательном для туристов, но в результате череды ударов судьбы сейчас близком к банкротству. Когда смотришь на усилия и бесстрашие таких предпринимателей, не только проникаешься к ним уважением, но и начинаешь дивиться, видя недозагрузку туробъектов, имеющих хороший потенциал и простаивающих в несезон.
В прошлой статье я упомянул идеи 1) многократных турвиз в Россию (после стольких лет ожидания) и 2) превращения Санкт-Петербурга в один из центров свадебного туризма. Первая идея стала актуальной на фоне обвала въездного туризма.
Второй идее уже несколько лет. Пока трудно оценить, насколько доступен будет такой вид туризма молодоженам в нашей стране или насколько легко и интересно будет молодым парам из-за рубежа играть свадьбы в Северной Венеции с учетом изменчивости погоды, пробок в городе в отдельные моменты и наплыва туристов в сезон.
Все эти проблемы случаются с молодоженами и в других городах. Однажды ранним вечером в пятницу я наблюдал молодоженов с гостями, бодро шагавших в переполненном Московском метро. В другой раз видел фотосессию невесты и жениха в Александровском саду под проливным дождем. Но до всего этого (и до прихода в туризм) в ясный летний день находясь на смотровой площадке Сергиева Посада со своей невестой и готовясь отпускать в небо белых голубей, мы увидели, как из остановившегося автобуса вышла группа китайских туристов. Женщины окружили меня, мужчины – мою будущую супругу и начали фотографироваться, причем я не заметил, чтобы они спрашивали разрешения (по крайней мере, на английском).
Можно предположить, что загодя за несколько месяцев предусмотреть все риски (в т.ч. погоду) на время свадьбы сложно где угодно. Это можно не только предположить, но и увидеть в многочисленных фильмах. И когда думаешь о тех трудностях (в т.ч. материальных), через которые приходится иногда проходить молодоженам, чтобы провести самый главный праздник своей жизни, появляется ощущение, что чиновники временами не сильно озадачиваются вопросом, как с успехом использовать простаивающие мощности.
Идея программы «Белые дни в Санкт-Петербурге» заключалась в том, чтобы повысить привлекательность города в несезон (с ноября по март), используя для этого имеющиеся объекты показа и туристскую инфраструктуру (кроме водного транспорта, порта и парков).
Идею инициировали в 2002 году несколько 5* отелей. Позже к ним присоединились и другие отели. Как и идея со свадьбами, «Белые дни» не требовали значительных дополнительных затрат на инфраструктуру и имели хороший потенциал повысить загрузку отелей в Санкт-Петербурге в несезон. Однако через 5-6 лет программа сошла на нет. В 2013 г. было принято решение ее реанимировать, но дальше решения дело не пошло.
Есть категория иностранных туристов, с которыми гиды и принимающие турфирмы обычно работают с наименьшим энтузиазмом. Однако в 2020 г., когда к началу апреля стало понятно, что турсезон может быть потерян, многие были бы рады возможности работать и с этой аудиторией – если бы она была.
Что нужно «потерять» чиновникам от туризма, чтобы ценить имеющиеся в несезон ресурсы?