Правительства должны начать искать этический и справедливый глобальный процесс, и это будет непросто, предупреждают эксперты
В декабре 2006 года индонезийские власти отказались сдать образцы вируса птичьего гриппа без гарантий того, что ему будет полезна любая вакцина, произведенная из них. На фоне вспышки свиного гриппа в 2009 году правительство Австралии приказало производителю вакцин удовлетворить его спрос, прежде чем выполнять заказы за рубежом. В ноябре этого года, после того как несколько богатых стран получили вакцины, чиновники Всемирной организации здравоохранения выразили обеспокоенность по поводу того, что катастрофа может быть впереди.
«Все было бы намного хуже, если бы пандемия была более серьезной, и было бы труднее создать некоторую справедливость в распределении вакцин», - сказала Мари-Пол Киени , тогдашний руководитель инициативы ВОЗ по исследованию вакцин. «Правительства могут быть менее склонны делиться вакциной, которую они имеют».
Учитывая, что вакцины считаются одним из немногих реальных путей выхода из кризиса с коронавирусом, опасения по поводу «национализма вакцин» уже усиливаются. Каждый шаг создания, тестирования и массового производства вакцины является грандиозной задачей, но политические и этические решения относительно ее последующего распространения ставят другую. Правительства, в том числе в Великобритании, подвергаются сомнению относительно того, как они доберутся до очереди. Как будет распространяться любая возможная вакцина? Кто решает? Поставки пойдут на самую высокую цену? Скупают ли уже богатые страны потенциальные вакцины? И что остановит правительства от простого изъятия вакцин, изготовленных в их стр
По мнению экспертов и отрасли, для вакцинации мира потребуется не менее года с момента появления вакцин. Это 12-месячная очередь, если дела пойдут хорошо - после того, как найдена вакцина. «Реальность такова, что для этого не создан процесс», - говорит Стивен Джонс, канадский член команды, которая создала успешную вакцину против Эболы.
Потенциальные проблемы были обнаружены. В пятницу парад мировых лидеров, руководителей благотворительных организаций и руководителей отрасли, в том числе президента Франции Эммануила Макрона , канцлера Германии Ангелы Меркель и филантропа Мелинды Гейтс , объединился, чтобы поддержать инициативу ВОЗ по обеспечению справедливого распространения любых методов лечения и вакцин во всем мире. Доминик Рааб также поддержал это. Однако столь же заметными были страны, которые не присутствовали - США, Китай, Россия и Индия.
В разгар кризиса необходимо развивать деликатную систему международного сотрудничества. «Мы говорим о миллиардах доз, доступных для всех», - говорит Чарли Веллер, глава отдела вакцин Wellcome Trust. «У нас нет дорожной карты для того, как это сделать. Многие из этих дискуссий разрабатываются сейчас ».
Существуют организации, призванные помочь справедливому распределению вакцины - прежде всего Гави , которая направлена на расширение доступа в бедные страны, и Коалиция за инновации в области обеспечения готовности к эпидемиям , которую Великобритания помогает финансировать. Тем не менее, некоторые притупляют надежды на централизованное глобальное сотрудничество. «Вы можете себе представить, что ВОЗ говорит Дональду Трампу, что он может получить только одну десятую вакцины, которую он хочет», - говорит Дэвид Солсбери, бывший директор иммунизации в Департаменте здравоохранения. «Конечно, он собирается посмотреть, кто может сделать вакцину в количествах, необходимых в Америке, и он не собирается выпускать вакцину. Это случится.
Джонс также пессимистичен. «ВОЗ может попытаться взять на себя роль лидера, но они находятся в сложной ситуации. Они могут попытаться применить моральные и этические принципы ».
Британские министры также уже находятся под давлением, чтобы гарантировать, что Великобритания извлечет выгоду первыми из вакцин, обнаруженных здесь. Мэтт Хэнкок сказал, что он «гарантирует, что Великобритания вносит свой вклад и извлекает выгоду из усилий по всему миру».
Неизбежно, что некоторые страны будут пытаться использовать «предварительные соглашения о закупках» для обеспечения поставок, выплачивая потенциальным производителям вакцин шанс, что их продукт будет работать. Такие соглашения предоставляют средства для исследований, но не существует системы контроля их влияния на справедливое распределение.
К сожалению, очередь на вакцины неизбежна. Создание миллиардов доз, а не миллионов, добавляет еще один порядок трудностей. Поэтому на прошлой неделе Веллер сказал на брифинге: «По крайней мере, через год после того, как вакцина Covid-19 станет доступной, весьма вероятно, что будет недостаточно поставок для удовлетворения глобального спроса на миллиарды доз».
Томас Брейер, главный врач GSK Vaccines , рисует еще более мрачную картину. Его компания работает с коллегой из фармацевтического гиганта Sanofi над созданием производственного процесса, который может доставлять большие объемы. «Допустим, подход GSK-Sanofi успешен, что одного этого будет недостаточно, чтобы обеспечить 20% населения мира в течение одного года», - говорит он. «Несколько крупномасштабных решений должны вступить в игру, если мы хотим обслуживать население планеты в течение одного-двух лет. Одной компании недостаточно.
Охота на коронавирусную вакцину - опасный и неопределенный путь
Промышленность также обеспокоена тем, что она окажется в центре невозможного политического перетягивания каната. «У них будет огромное количество клиентов, многие из которых будут размахивать долларовыми купюрами, евро и фунтами», - говорит Солсбери. Поэтому многие молятся за международное соглашение. «Сейчас самое время поговорить с правительством об этих принципах распределения», - говорит Ричард Торбетт, исполнительный директор Ассоциации британской фармацевтической промышленности. «Давайте не будем ждать, пока у нас не будет чего бороться». Он добавляет, что производители просто не будут решать, кто что получит. «Они начнут с того, что мы хотим максимизировать глобальный доступ».
Угроза запрета на экспорт вакцин явно вызывает обеспокоенность. «Было бы ошибкой для мировых лидеров быть склонными к такому поведению», - говорит Торбетт. Он надеется, что, в конце концов, необходимость в нескольких вакцинах из разных мировых источников может стимулировать международное сотрудничество: «Каждая страна захочет иметь справедливое распределение».
Хотя некоторые лидеры могут испытывать соблазн действовать в одиночку, Уэллер говорит, что такие действия могут в конечном итоге вернуться и преследовать их: «Пока Covid где-то выходит из-под контроля, он угрожает всем и везде. Вот к чему все сводится ».