История выдающегося врача-гинеколога Зайнаб Гилязутдиновой достойна экранизации. Она спасала раненых под Ржевом и Ленинградом, после войны стала крупным ученым и известным на всю страну врачом, а также положила начало мемориальному музею Габдуллы Тукая. Мы продолжаем проект «1 день – 1 экспонат». Отправимся в музей Казанской государственной медакадемии, которая в этом году отметила 100-летний юбилей.
Становление Казанского ГИДУВа, появившегося 100 лет назад, в 1920 году происходило одновременно со становлением ТАССР, да и в целом Советского Союза. Все испытания и потрясения, случившиеся в нашей стране в первой половине ХХ века, отразились и на медицине. Так что история ГИДУВа – это, фактически, концентрированная история страны. Переломный момент – Великая Отечественная война. Среди множества врачей, отправившихся на фронт, была и Зайнаб Гилязутдинова. Женщина, ставшая впоследствии крупным ученым.
Из мединститута вчерашнюю выпускницу отправляют в самое пекло Великой Отечественной – в Ржевский котел. Здесь она работает полевым хирургом. Медиков разместили гораздо ближе к линии фронта, чем положено, из-за чего госпиталь постоянно попадал под бомбежки и обстрел. Но даже в этом аду нашлось место любви и чуду. Под Ржевом Зайнаб нашла своего любимого, с которым встречалась до войны. Пара поженилась прямо на фронте и вскоре девушка узнала, что ждет ребенка.
– У нас состоялся серьезный разговор. Война – дело страшное, но мы давно любим друг друга, у нас ранее не было возможности устроить свадьбу – то Абдулла учился, то я и так далее. И в этой невероятной, тяжелой ситуации он сделал мне предложение, сказав, что может мы видимся в последний раз. Со страхом и со стыдом я дала согласие, но попросила, чтобы он при мне написал моим родителям письмо, что он и сделал. Утром он оформил, так называемое, бракосочетание где-то у своего начальника... – вспоминала фронтовую историю Зайнаб Гилязутдинова.
Вскоре из огня врачей отправили в лютый мороз, на Волховский фронт под Ленинград. Голод, холод, плохая одежда, работа в госпитале сутками напролет, когда врачи в прямом смысле валились с ног от усталости – казалось все складывается против благополучного течения беременности. Но ей удалось выносить и родить здорового ребенка. К слову, ее сын, Ильдар Гилязутдинов тоже станет известными врачом.
После войны Зайнаб Гилязутдинова ушла в науку и практику. Сначала защитила диссертацию по акушерству и гинекологии, а затем, в 1951 году переехала в Казань. Через год врач избирается доцентом, а затем и профессором ГИДУВа. Здесь она становится одной из первых женщин-докторов медицины и известными на всю страну врачом.
– Если она была в Москве, когда выходила с поезда, ее уже на вокзале стояли и ждали: принимать роды, делать операции, консультировать... Она никогда не отказывалась, для нее работа была самым главным. И больные приезжали на консультацию к ней сюда, в Казань, – рассказывает заведующая музеем КГМА Гульчира Мингазова.
Роддом ГИДУВа после войны занимал здание бывшей Клячкинской больницы, где в свое время лечился Габдулла Тукай, а лечащим врачом поэта был Роман Лурия, основатель Клинического института для усовершенствования медработников.
В этом же здании находилась и кафедра акушерства и гинекологии, которую 16 лет возглавляла Гилязутдинова, а после выхода на пенсию в 1997 году работала почетным профессором.
Кабинет Гилязутдиновой располагался в той самой палате, где 15 апреля 1913 года скончался Габдулла Тукай. Сейчас в этой комнате небольшой музей, посвященный поэту, начало которому положила Зайнаб Гилязутдинова. А начинался этот музей с пары трогательных альбомов с архивными фотографиями и газетными вырезками, которые врач собирала лично. Дело продолжили уже ее ученики. Вот так, через выдающихся клиницистов разных поколений, закольцевалась тукаевская тема.
Коллегами Зайнаб Шайхиевны Гилязутдиновой по ГИДУВу были и другие великие врачи прошлого:
О них мы рассказывали в нашем специальном цикле.
Антон Райхштат совместно с Казанской государственной медицинской академией.
Благодаря редакции журнала «Сююмбике» у этого материала есть версия на татарском языке.