Прочитав «Три товарища» в четырнадцать, я была сильна впечатлена и еще долго проливала слезы над трагической судьбой Пат Хольман. Позже, поступив в университет, я удивлялась, почему преподаватели обходят его стороной, а многие считают его посредственностью. Попробуем разобраться, почему так происходит. Так гений ли Ремарк – или же вполне рядовой писатель?
Художественная оригинальность
Творческое наследие Ремарка огромно. Вот только все его произведения, за исключением «На западном фронте без перемен» и «Искры жизни», обычно развиваются по одному сценарию. Потерявшие смысл жизни главные герои, русские эмигранты, трагически умирающие женщины – неизменные персонажи писателя. Атмосфера в книгах Ремарка тоже всегда одинакова, однотипны и мысли, и философия персонажей.
Псевдоглубинная философия
Представления о мудрости в его текстах подчас приобретают вид банальностей, которые никогда не несут за собой глубокой философии. Ремарк раскидывает по своим романам некие прописные истины, сдобренные нагромождениями порой безвкусных метафор: «...сегодня, безжалостно разрывающее вчера, как шакал разрывает шкуру антилопы».
Отсутствие подтекста
Великой литературой принято считать ту, которая не диктует, что мы должны чувствовать. Хемингуэй, например, работал по принципу айсберга: он давал только 1/8 того, что хотел сказать, остальное читатель должен был додумать сам. Ремарк же всегда показывает, над чем мы должны плакать, и всегда ставит своих персонажей в ситуацию, которая не может не отзываться у читателя. Поэтому исследовать его творчество сложно: в нем все на поверхности. Гениальный писатель всегда что-то преодолевает: течение, жанр или себя самого. Так происходит развитие. Ремарк же выбирает скорее проторенную дорожку.
Массовый писатель
Однако несмотря на все это, я люблю Ремарка и считаю, что его популярность заслужена. Он массовый писатель, но массовость никогда не делала писателя плохим. Тексты его не носят глубокий интеллектуальный характер, но они крайне успешно популяризируют вечные гуманистические идеи.
В этом отношении примечателен первый и действительно гениальный текст «На западном фронте без перемен». Гениальным его можно считать именно по той причине, что это текст, слабый с художественной точки зрения. Ремарк не упражняется в мастерстве, и поэтому у него получается передать истинный дух времени. Это именно наивная литература, написанная от лица вчерашнего ребенка, оказавшегося на фронте, поэтому бьет она в самое сердце.
А как вам творчество Ремарка? Любите? Или презираете?)