Предисловие: управление любыми группами, процессами и событиями начинается с управления собой.
Управление собой начинается с планирования действий с заранее определенными возможными результатами. По итогам делаются выводы, насколько эффективны действия и делается поправка.
Если действия приводят к неожиданным результатам - следует сменить действия или изучить дополнительно влияющие факторы.
Малой группой будем считать компанию от трех человек до 9, дальше уже большие группы, которые автоматически расслаиваются на малые.
У малой группы есть своя структура, с иерархией и ролями, которые в целом отражают европейскую культуру кооперации, а может быть, даже более древние формы поведения всяких неандартальцев.
В малой группе автоматически образуется неформальный лидер, тот, кто становится значимым лицом и его авторитет выше, чем у остальных участников группы. Это не значит, что он вожак, альфач и прочие герои диванной психологии, а просто его мнение ценнее для участников группы, чем мнение остальных. При этом совершенно спокойно человек может сохранять уверенность в том, что его собственное мнение самое правильное. Ну ладно, его и лидера.
Люди в группе неизбежно принимают на себя роли Лидера, отщепенца, подпевал и прочие, это какая-то вшитая на подкорку иерархия, наверное, еще от обезьян или питекантропов.
Лидерством вселенная награждает тремя путями: неформальное лидерство, это когда ты такой классный, активный и умный, что все вокруг приседают и смотрят тебе в рот. Как правило, для этого недостаточно привлекательной внешности, нужны ум, харизма, опыт больший, чем в среднем у участников группы и готовность быстро принимать решения.
У малых групп есть свойства, например, малая группа стремится всосать в себя новых участников и, пока она малая, сохраняют внутри свою групповую идентичность, как бы элитарность, какие-то свои внутренние фишечки - приветствия, элементы внешнего вида, привычки, традиции.
Но когда группа вырастает больше дюжины человек, она превращается в несколько групп внутри одной, то есть получается сообщество и малые группы начинают конкурировать между собой. Даже если нет дефицита ресурсов - еды, удовольствий, роскоши. Все равно они начнут подкалывать и "заедать" других участников сообщества. Начинаясь с подколок, эта игра перерастает в конфликты и может превратиться в травлю, если этими процессами не управлять.
Управлять можно, если понимаешь, как это работает. У малых групп есть еще одно свойство - сплочение перед общей неприятностью, если группы не разрознены (типа кровной вражды разных племен), а принадлежат к одному сообществу, тусовке, организации. Если они чужаки друг другу, тогда будет драка за ресурс или выживание за счет более слабой группы. Если же группы "родственники" и вышли из одной среды, одного сообщества, то высока вероятность, что они сплотятся.
В двадцатом веке один умный мужчина провел эксперимент с бойскаутами, которых вывезли в детский загородный лагерь и с помощью спортивных соревнований довели конкуренцию до агрессивного уровня, когда мальчишки начали нападать уже не словесно, а с кулаками, искренне считая ребят из другого отряда плохими парнями. В тестировании каждая команда в начале приключения указывала, что ребята из соседней команды неплохие, но наши конечно их победят в спорте. В середине смены, когда конфликт достиг пика, в тестировании все парни демонстрировали уверенность, что "бизоны" (или "орлы", или "мустанги") - всегда нарушают правила, неряшливы, жестоки, крайне глупы и ненадежные люди, недостойные спорта и вообще дружбы. Это было искреннее убеждение, обостренное внимание к нарушениям правил противниками и уверенность в достоинстве своих товарищей.
Для снятия напряжения между группами и сплочения была организована общая беда: в лагере не было собственного источника воды, а грузовик с водой не мог приехать, потому что сломался мост. Под угрозой было питание и выживание вообще. Ребята целый день чинили дорогу и мост, чтобы лагерь выжил. Ситуация была создана для того, чтобы общая неприятность заслонила межгрупповую вражду и последующее анкетирование показало, что вчерашние подлецы "вообще-то хорошие ребята, надежные, с ними можно дружить и вообще".
Сейчас, скорее всего, этот эксперимент признали бы неэтичным, так как манипуляция поведением детей в такой жесткой форме могла быть неуспешной и ребята вспоминали бы эту историю, как неприятное и суровое испытание, встречу с плохой компанией.
Поэтому я призываю всех, прежде, чем пробовать свои силы на управлении людьми - научитесь управлять своим поведением и отличать желание исследователя от утоления тщеславия путем манипуляций.