Найти в Дзене
КиноМанка

"В гостях у сказки": чудо детского телевидения на советских экранах

Можно много спорить о плюсах и минусах советского периода. Бесспорно одно: в жизни детей Советского Союза имело место быть чудо. В нашем случае речь идет о детском телевидении. Детский и юношеский кинематограф, мультипликационные фильмы, передачи - все воспитывало детей в духе добра, культуры, любви к своему отечеству.

Многие из нас наверняка помнят такую передачу, как «В гостях у сказки». Над ее созданием трудился огромный коллектив единомышленников. Они творили добро, которое прямо-таки струилось с экранов телевизоров. В чем же заключался ее успех и признанная любовь среди зрителей юного возраста?

На самом деле, ответ прост: высокий профессионализм, креативность ее создателей в частности и советских режиссеров вообще - подчас превосходили таланты голливудских и диснеевских коллег.

Так, огромной драгоценностью среди профессионалов являлся Александр Роу. Он прожил 67 лет, с 1906 по 1973 год. Это режиссер, который экранизировал детские сказки. Первая из них вышла в 1938 году и называлась «По щучьему веленью».

Шикарные сюжеты - забавные и добрые, прекрасно переданные актерской игрой на экране - другая причина успеха отечественных специалистов телевидения и кинематографа. Взять ту же сказку "По щучьему веленью": Что зритель видит на экране?

В некотором царстве бездарно проживает царь Горох, который не только в делах государственных ничего не соображает, да еще исхитряется воспитать дочь, с которой никто поладить не может. И в этом же пропащей стране проживает Емеля.

"По щучьему веленью". Кадр из фильма.
"По щучьему веленью". Кадр из фильма.

Однажды сделанное им доброе дело позволяет ему устраивать свою жизнь самым чудесным образом. Очень смешно, как сановитые мужи выстраиваются в очередь, чтобы завоевать расположение «девочки-пустышки». Забавно выглядит царево воинство, косолапо марширующее под казацкую строевую.

Кстати, находчивость - всегда была коньком наших специалистов. Взять хотя бы в пример ту же самую сказку: интересное приключение с тремя мишками – шатунами, которые почему-то встали из берлоги. Голодно и холодно косолапым. Три кадушки с медом упавшие с неба, да внезапное лето быстро решили проблемы.

На самом деле, такой поворот событий был обусловлен тем, что быстро теплело, и зимние сцены не успевали доснимать. Нужен был поворот в сюжете, который бы спас фильм и его бюджет. Идеи появлялись со скоростью молнии: печь сама движется, ведра с водой догнать нельзя, щука говорящая - все это потребовало технической смекалки и известного чувства юмора для воплощения всех идей. Ведь создатели кино сами были настолько молоды. И не известно, кто на первых порах получал удовольствие от работы: артисты или их зрители.

Наконец, еще один важный момент: создатели детского контента умели говорить с юным зрителем на его же языке! Говоря о творчестве того же Александра Роу, можно подметить: в сказках мастера много такого, что действительно близко детворе. Например – сладости. Они есть в каждом фильме. И особенно их много там, где снимаются дети.

Важно и то, что в отборе претендентов на роли, режиссер участвовал лично. Главное, что он искал в соискателях - чтобы нужная черта характера героя уже была в характере ребенка. И именно на нее тогда легко будет наслаивать текст любой сложности.

Определенно, есть чему поучиться современным творцам кино и продюссерам ТВ!

-3