Запрет на проведение массовых мероприятий в связи с эпидемией коронавируса, включающий и закрытие кинотеатров, был введен в материковом Китае еще в конце января 2020 г. На середину марта 2020 г. кинотеатры не работают в Китае, США (96% залов), Италии, Франции, Германии, Испании, Украине, Дании, Норвегии, Греции, Чехии, Бразилии и ряде других стран. Впрочем, виной тому не только правительственные запреты, еще до введения карантина в некоторых странах наблюдалось резкое, от 30 до 75% (Италия) падение сборов – люди сами начали избегать кинотеатров как потенциального места заражения.
За первые два месяца 2020 г. кассовые сборы во всем Китае составили лишь $3,9 млн., на три порядка меньше, чем за аналогичный период 2019 г., когда кинопрокат принес $2,148 млрд. Американский боксофис в марте показал худший результат с 1998 г. — даже после событий 11 сентября 2001 г. в США ходили в кино лучше. Самым кассовым фильмом марта в США оказался Onward / «Вперед» от Pixar, собравший за первые выходные скромные $39 млн., а на следующей неделе рухнувший до $10,5, оставаясь при этом самым прибыльным фильмом в американском прокате. Сравните это с прошлогодним Captain Marvel / «Капитан Марвел», в одиночку собравшим за первые выходные $153 млн.
Казалось бы, самое простое решение – перенести релизы фильмов в онлайн, тем более что у большинства крупных компаний уже есть и собственные стриминговые сервисы. В крайнем случае можно воспользоваться услугами сторонних площадок, таких как Netflix, Apple TV+, Amazon Prime Video, YouTube Premium и т.д., возможно, даже не добавляя фильмы в подписки, а позволяя арендовать их для просмотра. Теоретически это позволило бы минимизировать потери. К сожалению, все не так просто.
Во-первых, у крупных компаний подписаны долгосрочные договоры с дистрибьюторами и кинопрокатчиками в разных странах мира. Их отмена даже по причине форс-мажора, которая, кстати, далеко не всегда возможна, наверняка приведет к штрафным санкциям, судебным искам и репутационным потерям.
Во-вторых, и это даже важнее, сборы многих блокбастеров последних лет перевалили за отметку $1 млрд. Ни один стриминговый сервис, каким бы популярным он ни был, не способен обеспечить такие прибыли, и крупные компании, в первую очередь Disney, предпочитают перенести релизы, надеясь вернуться в кинотеатры хотя бы в конце года, когда в большинстве стран мира с вирусом будет покончено. Улучшение ситуации в том же Китае и Южной Корее позволяет надеяться на лучшее. Впрочем, возможно, осенью нас ждет вторая волна эпидемии, так что крупным игрокам придется искать иное решение.
Очень многие фильмы из-за этого пострадали и вот небольшой пример, какие:
Cinderella. Съемки в Великобритании новой экранизации «Золушки» с кубино-американской певицей Камилой Кабельо в главной роли приостановлены Sony. Ранее релиз фильма планировался на 5 января 2021 г.
Elvis. В Австралии приостановлены съемки биопика об Элвисе Пресли режиссера База Лурмана (Romeo + Juliet, Moulin Rouge!, The Great Gatsby). Роль Элвиса в картине играет актер и певец Остин Батлер. Выход фильма был запланирован на 1 октября 2021 г.
F9 (Fast & Furious 9). Universal Pictures не стала мелочиться, а перенесла новый «Форсаж» сразу на год, на 2 апреля 2021 г. вместо 22 мая 2020 г. Что ж, для фильма, предыдущая часть которого собрала за пределами США 75% кассы, это вполне логично.
Fantastic Beasts 3. Съемки третьего, еще не имеющего подзаголовка фильма про волшебника Ньюта Саламандера, стартовали 16 марта 2020 г. и в тот же день были приостановлены Warner Bros. Даты выхода у картины пока нет.
Home Alone. Перезапуск «Один дома» для сервиса Disney+, съемки которого должны были стартовать в Канаде, приостановлен.
Это лишь очень малая часть фильмов, но так же и не стоит забывать про сериалы. Их тоже достаточное количество.