Найти тему

Биография Людвиг ван Бетховена. Часть I

Людвиг ван Бетховен, (крещен 17 декабря 1770 г., Бонн, архиепископство Кельна [Германия] - 26 марта 1827 г., Вена, Австрия), немецкий композитор, доминирующая музыкальная фигура в переходный период между классической и романтической эпохами.

https://www.pexels.com/ru-ru/photo/191240/
https://www.pexels.com/ru-ru/photo/191240/

Людвиг ван Бетховен, широко считающийся величайшим из когда-либо живших композиторов, доминирует в музыкальной истории как никто другой до и после. Уходя корнями в классические традиции Йозефа Гайдна и Моцарта, его творчество охватывает новый дух гуманизма и зарождающегося национализма, выраженный в произведениях Гете и Фридриха фон Шиллера, его старших современников в мире литературы; строго переопределенные нравственные императивы Канта; идеалы Французской революции с ее страстным стремлением к свободе и достоинству личности. Он ярче, чем кто-либо из своих предшественников, раскрыл силу музыки, способную передать философию жизни без использования разговорного текста; и в некоторых его композициях можно найти самое сильное утверждение человеческой воли во всей музыке, если не во всем искусстве. Хотя сам он не был романтиком, он стал первопроходцем во многом, что характеризовало последующее за ним творчество романтиков, особенно в его идеале программной или иллюстративной музыки, которую он определил в связи со своей Шестой (Пасторальной) симфонией как "больше выражение эмоций, чем живописи".

В музыкальной форме он был значительным новатором, расширяя сферу сонаты, симфонии, концерта и квартета, в то время как в Девятой симфонии он объединил миры вокальной и инструментальной музыки в невиданной ранее манере. Его личная жизнь была отмечена героической борьбой с посягательством на глухоту, а некоторые из его важнейших произведений были написаны в последние 10 лет его жизни, когда он был совершенно неспособен слышать. В эпоху, когда угасал дворцовый и церковный покровитель, он не только не занимался продажей и публикацией своих произведений, но и был первым музыкантом, получившим зарплату без каких-либо других обязанностей, кроме как сочинять, как и когда он чувствовал себя склонным к сочинению.

Жизнь и работа

Первые годы

Бетховен был старшим из оставшихся в живых детей Иоганна и Марии Магдалены ван Бетховен. Семья была фламандской по происхождению и может быть прослежена до Малина. Именно дед Бетховена впервые поселился в Бонне, когда стал петь в хоре архиепископа-избирателя Кёльна; в конце концов, он стал капелльмейстером. Его сын Иоганн был также певцом в избирательном хоре; таким образом, как и большинство музыкантов XVIII века, Бетховен родился в этой профессии. Хотя поначалу семья Бетховена была довольно процветающей, после смерти деда в 1773 году и упадка отца в алкоголизм, семья Бетховена стабильно обеднела. К 11 годам Бетховен был вынужден оставить школу; в 18 лет он был кормильцем семьи.

Наблюдав у старшего сына признаки таланта к фортепиано, Иоганн попытался сделать Людвига таким же вундеркиндом, как Моцарт, но это не удалось. Только в подростковом возрасте Бетховен стал привлекать к себе мягкое внимание.

Когда в 1780 году Иосиф II стал единоличным правителем Священной Римской империи, он назначил своего брата Максимилиана Франциска адъютантом и преемником назначенного архиепископа-избирателя Кёльна. Во время правления Максимилиана Бонн из небольшого провинциального города превратился в процветающую и культурную столицу. Либеральный римско-католик, он наделил Бонн университетом, ограничил власть собственного духовенства и открыл город на волне немецкого литературного возрождения, связанного с Готтольдом Эфраимом Лессингом, Фридрихом Готлибом Клопстоком и молодым Гёте и Шиллером. Знаком того времени стало назначение придворным органистом протестанта из Саксонии Кристиана Готлоба Нефе, ставшего учителем Бетховена. Несмотря на некоторую ограниченность как музыкант, Неэфе, тем не менее, была человеком высоких идеалов и широкой культуры, человеком буквенным, а также композитором песен и легких театральных пьес; и именно через Неэфе Бетховену в 1783 году должно было выйти в Мангейме его первое дошедшее до нас сочинение ("Девять вариаций на марше дресслера"). К июню 1782 года Бетховен стал ассистентом Нифэ в качестве придворного органиста.

В 1783 году он также был назначен непрерывным исполнителем Боннской оперы. К 1787 году он добился таких успехов, что Максимилиана Франциска, архиепископа-избирателя с 1784 года, уговорили отправить его в Вену учиться у Моцарта. Визит был прерван, когда через некоторое время Бетховен получил известие о смерти матери. По преданию, Моцарт был очень впечатлён импровизационными способностями Бетховена и сказал нескольким друзьям, что "этот молодой человек сделает себе большое имя в мире"; однако достоверного отчета о первой поездке Бетховена в Вену не сохранилось.

В течение следующих пяти лет Бетховен оставался в Бонне. К его другим придворным обязанностям была добавлена игра на альте в театральном оркестре; и, хотя архиепископ пока не проявил к нему особой благосклонности, он стал обретать ценные знакомства. Некоторое время назад он познакомился с вдовой канцлера Иосифа фон Брейнинга, и она наняла его в качестве учителя музыки для двух из четырех своих детей. С тех пор дом Брейнингов стал для него вторым домом, гораздо более приятным, чем его собственный. Благодаря мадам фон Брейнинг Бетховен приобрел несколько богатых учеников. Его самый полезный социальный контакт наступил в 1788 году с прибытием в Бонн Фердинанда графа фон Вальдштейна, члена высшей венской аристократии и любителя музыки. Вальдштейн стал членом кружка Брейнинга, где услышал пьесу Бетховена и сразу же стал его преданным поклонником. На балу причудливых костюмов, устроенном в 1790 году, граф написал музыку к балету, согласно Альманаху де Готе (журнал, в котором освещалась общественная деятельность аристократии), но общеизвестно, что Бетховен написал ее для него. В том же году умер император Иосиф II. Через Вальдштейна Бетховену снова предложили сочинить похоронную оду для солистов, хора и оркестра, но запланированное выступление было отменено из-за того, что ветряки сочли некоторые отрывки слишком трудными. Затем он добавил к нему дополнительную пьесу в честь вступления в должность брата Иосифа Леопольда II. Нет ни одной записи, которая когда-либо исполнялась до конца 19 века, когда рукописи были заново открыты в Вене и произнесены Иоганнесом Брамсом в аутентичном виде. Но в 1790 году их увидел и полюбовался другой великий композитор: в том году Гайдн, проходя через Бонн по пути в Лондон, был встревожен курфюрстом и его музыкальным учреждением; когда ему показали партитуру Бетховена, она произвела на него достаточное впечатление, предложив по возвращении из Лондона взять Бетховена в ученики. Бетховен принял предложение Гайдна и осенью 1792 года, когда армии Французской революции штурмовали провинции Рейнланд, Бетховен покинул Бонн, чтобы никогда не возвращаться.

Продолжение следует…

Часть II

Часть III