Найти в Дзене

Мир больше никогда не будет прежним

В третью неделю апреля 2020 года, впервые в истории человечества случилось событие, которое разделило финансовые рынки на "до" и "после", открыло новую эпоху биржевой торговли: котировки контрактов на нефть WTI стали отрицательными. Формально, уже были отрицательные ставки годового дохода по облигациям и депозитам в Европе. Но, то были не рыночные котировки, которые формируются как баланс спроса и предложения, а меры государственного стимулирования экономики — инвесторов вынуждали не хранить деньги, а пускать их в оборот. Размеры отрицательных ставок были очень малы — от 0 до -0,5% — и не изменялись годами. Биржа, в сущности, такой же рынок, как объявления "из рук в руки". Когда хочешь избавиться от ненужной вещи поскорее, ты выставляешь её на продажу подешевле. Если не продаётся, т.е. на эту цену не нашлось покупателей и, на самом деле, товар стоит дешевле — скидываешь цену ещё. Но, в тот легендарный день 20го апреля, на NYMEX покупателей нефти WTI не оказалось вовсе. Продавцы продол

В третью неделю апреля 2020 года, впервые в истории человечества случилось событие, которое разделило финансовые рынки на "до" и "после", открыло новую эпоху биржевой торговли: котировки контрактов на нефть WTI стали отрицательными.

Формально, уже были отрицательные ставки годового дохода по облигациям и депозитам в Европе. Но, то были не рыночные котировки, которые формируются как баланс спроса и предложения, а меры государственного стимулирования экономики — инвесторов вынуждали не хранить деньги, а пускать их в оборот. Размеры отрицательных ставок были очень малы — от 0 до -0,5% — и не изменялись годами.

Биржа, в сущности, такой же рынок, как объявления "из рук в руки". Когда хочешь избавиться от ненужной вещи поскорее, ты выставляешь её на продажу подешевле. Если не продаётся, т.е. на эту цену не нашлось покупателей и, на самом деле, товар стоит дешевле — скидываешь цену ещё. Но, в тот легендарный день 20го апреля, на NYMEX покупателей нефти WTI не оказалось вовсе. Продавцы продолжали снижать цену и загнали её до нуля.

В обычном случае, тут бы всё и остановилось. Актив обесценился полностью, продавцы заработали, покупатели потеряли, ценная бумага превратилась в просто бумагу — нормальная рыночная ситуация, бывает, расходимся.

Проблема была в том, что американский фьючерс на WTI — поставочный.

Поставочный фьючерс — это контракт на поставку продавцом контракта определенного количества реального товара покупателю контракта. Т.е. фьючерс на WTI — это реальная нефть, только получаете вы её не сразу, а в день истечения срока действия контракта (экспирация). И даже за $0 вы эту нефть в день экспирации непременно получите. Её нужно где-то хранить и платить за хранение, при том, что емкости в США уже давно переполнены, а нефть дешевеет второй месяц подряд. Поставка должна была произойти на следующий день, уже совсем скоро. Контракт можно продать кому-то другому, вместе с правами и обязанностями по нему, получив прибыль или убыток от разницы цены покупки и продажи. Кому-то пришло в голову приплатить, чтобы избавиться от ненужного фьючерса, выставить отрицательную цену на биржу и с этого момента начался невиданный ранее в истории обвал.

"Покупай дёшево, продавай дорого" — главное правило биржевой торговли. Проблема в том, чтобы понять какую цену считать высокой или низкой.

Кто решил, что $0,1 за контракт — это дешево и купил, тот жестоко ошибся. В достаточном для остановки обвала цен количестве покупатели появились только при цене минус $37,63. С этой цены контракт начал "отрицательно дешеветь", но цена экспирации все равно осталась ниже нуля. Иными словами, продавцы заплатили покупателям, чтобы те забрали у них контракты и проблемы с хранением полученной по контракту нефти.

Если вы думаете, что американские трейдеры серьезно пострадали, то вы, вероятно, не в курсе ситуации с российскими трейдерами. Для них цена не просто ушла в минус, но остановилась на минимальном значении, поскольку Московская биржа прервала торги. Инфраструктура не позволяла бирже обрабатывать отрицательные цены в заявках, зато регламент позволил прекратить торги фьючерсом досрочно. Общие убытки трейдеров составили до полутора миллиардов рублей. В результате, многие не просто потеряли всё, но остались должны больше, чем имели на торговом счёте и теперь готовят судебный иск к Мосбирже.