Помню в детстве с ребятами постоянно смотрели на марки автомобилей во дворе. И всегда соревновались, кто сколько насчитает Лада Спутников и Лада Самара.
Когда появились первые переднеприводные автомобили российского производства Лада 2108, они считались очень крутыми.
Мы тогда не понимали в чём разница между Самарой и Спутником. Ребята спрашивали у взрослых, но те ничего толком ответить не могли.
С появлением интернета этот вопрос вновь стал волновать меня. Я прошерстил множество сайтов и форумов, перерыл сотни статей и журналов.
Свелось всё к двум самым распространённым версиями. Первое это назначение машины. Самара предназначалась для экспорта, Спутник для внутреннего рынка.
Ну не знаю, весьма спорный вариант, поскольку в те годы Лада Самара было также много, как и Спутников. Экспортный вариант не пользовался популярностью за рубежом, поэтому в конечном итоге от экспорта отказались, пустив автомобиль на внутренний рынок. При этом название осталось.
Косвенно на это указывает и логотипы: Спутники именовались русскими буквами, Samara соответственно латинскими.
Другое объяснение отличий, которое мне нравится больше, заключается в том, что Лада Samara имеет пятиступенчатую коробку передач, а Лада спутник 4 ступенчатую.
Ну и опять же, одно вытекает из другого, экспортные варианты комплектовались более дорогой коробкой с пятью передачами, поскольку в Европе такие автомобили уже давно стали нормой.
Эти торговые марки сохранились и на последующих моделях, таких как четырехдверная Лада 2109 и седан Лада21099. Со временем логотип Спутник был полностью заменен Самарой и в дальнейших моделях, таких как ВАЗ-2113, ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115 уже не встречался.