На самом деле, это мой первый очерк, написанный в первый вечер телеграм-канала - в компании ребят из Бельгии. Правда он был написан год назад, поэтому перед Вами обновлённая версия.
Познакомился я с бельгийцами в январе 2016 года - лучший друг плохого не посоветует. Сериал “Suits”, бельгийцы и сборник из 50 вариантов ЕГЭ по математике - так и просидели вчетвером до весны. Летом волна экзаменов прибила меня к острову поступления. Несмотря на красивый пляж, бесподобный вид на океан прошлого и желание покорить новый этап в своей жизни, складывалось такое ощущение, что это, чёрт возьми, необитаемый остров. К осени я остался вживых, все баллы и документы остались позади, однако Suits и друзья из Бельгии живут со мной до сих пор.
Сериал безусловно хорош, но сегодня не про юристов. Сегодня про Balthazar.
Сейчас у ребят собрано 4 потрясающих альбома, первые три из которых бросают меня в дрожь до сих пор; что произошло с 4-ым альбомом, объясню позже.
Итак, первая пластинка на сегодня - дебютный альбом группы Balthazar - Applause.
Достаточно бурное начало в виде первых 5 песен (которые нередко меня сопровождают утром по дороге в офис - вслушайтесь в текст) ведёт к балладе Blues for Rosann - её лучше слушать вечером.
I felt like shit before
But when I think of my baby leaving
I can't take this smell no more
I walked this street before
I ain't the one that is moving, baby
But this town ain't like home anymore
Припев из этой песни является ярким показателем того, как простые слова соединяются в слегка метафоричные строчки. Текст Бальтазара я смогу узнать всегда, по неопределенной причине их lyrics-стиль остро индивидуален для меня.
The boxers sang with the carnival band
- эти слова начинаются повторяться с момента 3:05. Классическая история - я слушал Blues for Rosann именно ради этой строчки. Однако совсем недавно я открыл для себя её смысл: музыка может "сломать" даже боксера, который после перелома будет плясать на карнавале, дабы залечить раны. Запомните образ боксёра.
Баллада плавно перетекает в Throwing a Ball (прислушайтесь к переходу, он шикарен), затем следуют More Ways и The Boatman. Эти три песни идеально сопровождают процесс приготовления ужина на кухне с друзьями, хотя More Ways очень хочет позвать на кухню прекрасную даму. The Boatman - самая "тёмная" песня Бальтазара с грубой электрогитарой под конец трека. Вы это услышите только на концерте, держите запись.
Обычно Intro - это первая песня в альбоме, но бельгийцы дали ей предпоследнее место. На первый взгляд такой ход может показаться странным, но во всем странном порой логики больше - по крайней мере, я её нашел в творчестве Бальтазара. Intro подводит нас к следующему этапу развития бельгийцев через последнюю, но ключевую песню первого альбома - Blood like Wine. Постараюсь объяснить начало её пути максимально просто. Blood like Wine сопровождала:
- моего друга во время переезда к бабушке на пару месяцев (там подготовка к ЕГЭ и восстановление режима сна проходили эффективно)
- меня, когда я потащил оригинал диплома из одного университета в другой.
На концертах один из солистов - Маартен Девольдере - под конец песни Blood like Wine зачитывает загадочные строчки, которых нет нигде на просторах интернета. Только на концертах можно их услышать. Со мной и другом это впервые произошло на концерте в Петербурге в сентябре 2019 года. Прошло 2 месяца, прежде чем я нашёл видео, в котором на отметке 10:24 можно чётко услышать следующие строчки:
Every boxer and every dancer
Every broken heart is looking for any kind of answer
Образ боксёра, образ танцора. Образ того, кто ищет ответы. Это краеугольная песня бельгийцев, которую я включаю и заслушиваю до дыр в сердце каждый раз, когда грядут перемены. Любой путь, пройденный честно и с проданной душой, будет вознаграждён.
Как мне кажется, нужно слушать трек исключительно на записи концерта в Брюсселе - тут Intro переходит в полноценную версию Blood Like Wine.
Raise your glass to the nighttime and the ways
To choose the mood and have it replaced
И вот наступил концерт Бальтазара в Берлине в феврале 2020-ого. Записи оттуда у меня нет. Потому что я до разрыва связок и слёз в глазах и на щеках прокричал эти строчки. Бабушка передо мной обернулась и удивилась, что я раньше солиста на миллисекунду начал читать загадочные, почти никому не известные слова. Да, именно бабушка. Совсем другие люди там живут.
Следующая пластинка - Rats (2012).
Попробую вытащить любимые треки:
Но несмотря на наличие реальных фаворитов, я частенько слушаю этот альбом (да и всё творчество бельгийцев) взахлёб и от корки до корки, потому что Бальтазар умеет превращать чистой воды меланхолию в торжественную трагедию - именно её требует сердце, когда витает неопределённость и грядут перемены. Lion's Mouth (Daniel) - прекрасный пример, одна из самых душещипательных песен в моей библиотеке.
Требуют перемен наши сердца, но без Бальтазара наши сердца никакие перемены не переживут.
Именно после этих слов идеально начать прослушивание следующей пластинки - Thin Walls.
Этот альбом пронизан меланхолией, которая загорелась в Blood like Wine - вот и тот самый ключевой переход, о котором я говорил чуть выше.
Сложно выбрать в золотой пластинке фаворитов. Это редкий пример желания прослушать весь альбом до колющей, но целебной боли в сердце, которое сильнее всего сжимается, как только иголка начинает крутить песню True Love. Признаюсь, она сначала выбивает слезу, но после отметки 4:25 строчки
Come on
Just let it all out tonight
меня воскрешают, словно феникс из пепла - но ненадолго. Посмотрите, как Маартен Девольдере исполняет эту песню на концерте. Держите в уме его образ [1].
Расскажу ещё о трёх песнях из Thin Walls:
- Nightclub - самая бодрая и яркая песня Бальтазара за период 2010-2015. В названии вся соль.
- I Looked for You - рок-н-ролльная баллада с дерзкой электрогитарой, шикарным текстом и грубым мужским вскрикиванием как в классическом соул-жанре. Раскрывается лирический герой Маартена Девольдере. Посмотрите на его выступление - обратите внимание на голос, движения на сцене и подачу текста. Держите в уме его образ [2].
Every time I walk on by
Stroll along your street
Can't believe there's not a thing in the world
A thing left to repeat
Вернитесь к тексту песни Blues for Rosann. Перед нами мастера отсылок.
Тоска по беззаботному прошлому и страх, зарождающийся в ожидании новой волны от жизни, зовут на помощь Бальтазара, который с каждой песней, с каждым альбомом нажимает на иголку проигрывателя сильнее.
Наконец, поговорим про последний (пока что) альбом - Fever. Вполне вероятно, что поклонники ребят из Бельгии разочаровались, услышав дерзкие биты, иные барабаны, резкое сокращение меланхолии в музыке и даже восточные мотивы (например, песня Roller Coaster - а что если это влияние нахлынувшей на Европу арабской культуры). Несмотря на некую внутреннюю уверенность в том, что я тоже должен загрустить из-за резких перемен в творчестве бельгийцев, я очень сильно полюбил Fever. Всё очень просто: я стал меньше грустить - и, как оказалось, Бальтазар тоже.
После 2015 года ребята разошлись и запускали свои соло-проекты. Вернувшись в общую студию, они обогатили друг друга знаниями и музыкой из личных творений и создали культ дикого, живого звука, полного африканских перкуссий и мощных духовых. Однако в основу каждого трека был заложен всё тот же жанр текста - знакомые нам баллады и стихи. Достаточно привести в пример строчку из первой песни альбома:
I get the fever every time you cross my mind.
Многие песни наполнены духом фанка, живого танца и бодрого духа:
- Fever - сначала взгляните на этот прекрасный дуэт в автомобиле, а затем на аудиторию Берлина, которую с ума сводит ритм трека.
- Changes - предлагаю сразу посмотреть клип. Дух путешествий, молодости и свободы.
Последние три трека ровно в таком порядке представлены в альбоме и их точно так же надо слушать. Тут не нужны клипы (хотя на Wrong Vibration ребята выпустили) - вы должны прочувствовать всё сами. Настроение за три песни меняется очень быстро и главное - по нарастающей. Хочу только поделиться разрывом зала в Берлине с помощью грейпфрута - Бальтазар с каждым годом повышает качество своих лайвов.
По поводу смены настроения - попробуйте послушать ещё вот так:
Послушали? Держите в уме его образ [3].
Обратите внимание на голос солистов в первых трёх альбомах, затем сравните с его новым обличием в альбоме «Fever». В начале пути этот голос спокоен, размерен, полон изящной грустью; он обращается к слушателю как к другу - или даже как к девушке, которая ему небезразлична, что неудивительнодля такого жанра с балладами. Однако в 4-ом альбоме тембр голоса и подача текста в сопровождении абсолютно другого ритма музыки - более энергичного, прерывистого и горящего - рисуют мне образ слегка надменного мужчины, с бокалом виски в руках, который с высокой сцены разогревает слушателей, высушивает затянувшееся болото депрессии, оставленное тремя альбомами ранее.
Что-то я затянул с описанием Fever, но всё же скажу: последняя песня 4-ого альбома You're So Real возвращает нас к первичному Бальтазару - ребята из Бельгии чертовски хороши в создании отсылок.
К слову, запомните образ слегка надменного мужчины - он ещё заскочит к нам на пару вечеров - особенно в следующем очерке.
Как-то друг спросил: "Какая песня Бальтазара для тебя главная?"
Я ему ответил: "True Love." Это правильный ответ, но всё же я его округлил до 2019 года.
Честь нужно беречь смолоду, а молодость нужно беречь в себе до конца жизни. Мою молодость будут беречь три песни Бальтазара:
- Bunker
- Blood Like Wine
- Leipzig (сингл 2014 года)